«Шестерки» Onkyo: вчера, сегодня, завтра и… против STR-DB1080

Автор: Владимир Елбаев |
15 августа 2006 16:59


Серединная «шестая» серия ресиверов у фирмы Onkyo – самая популярная, поскольку значительно дешевле моделей с 7-кой в индексе и, как правило, существенно мощнее, чем 5-ки. На смену модели 601 разработки 2001 года на следующий год пришел ресивер 602, в начале этого года – 603, а нынешний летний сезон неожиданно отмечен приходом сразу 2 новых моделей: TX-SR604E и TX-SR674E. Цена новинок, как всегда у 6-рок, составляет порядка 600–700 долларов. Тем временем фирма по всему миру на треть понизила цену на нераспроданные 6-ки прошлых выпусков. Практически покупатель поставлен перед многоплановой задачей. Ему надо решить, во-первых, предпочесть ли какой-то иной бренд и модель этому массированному наступлению Onkyo, во-вторых – так ли устарел Onkyo 602 против 603 и 604, ну и в-третьих – что за зверь Onkyo 674. Обладатель некой старой модели иного бренда, который соблазнен перспективой обновления своего аппаратурного парка, решает дополнительную проблему: обновлять или не обновлять.

Я решил провести «следственный эксперимент», а не просто заочный анализ и сопоставление фичей и цен на схожие ресиверы разных марок на рынке. Отправной точкой послужил ресивер STR-DB1080, современник Onkyo TX-SR602. Причина выбора такого «эталона» - существенная. Именно Sony-1080 был в свое время выбран инженером ремастеринга дискографии Pink Floyd для конечного контроля качества многоканального звучания.

Сравнение конструкции и функций

Все рассматриваемые модели ресиверов имеют дискретные (раздельные) усилители мощности с крупными выходными транзисторами, но у Sony-1080 их 6 (по числу каналов), а у модификаций Onkyo – 7. Два добавленных тыловых surround-канала Onkyo лучше и точнее локализуют виртуальные источники звука вокруг слушателя. Sony располагает входом для проигрывателя винила, в данной серии Onkyo эта фича исключена с целью экономии. Достаточно сказать, что модели 7-й серии с таким входом дороже «шестерок» на 400 долларов.

Вскрытие показало, что ресивер Sony собран на поточных элементах, тогда как все модели Onkyo – отборные или специально заказанные у известных респектабельных поставщиков.

Передняя панель Onkyo-604: после уцененной модели 602 добавлен лишь интерфейс высокого разрешения HDMI. Стоит ли переплачивать 400 долларов?
Прежде всего это относится к источнику питания. У Sony он построен на двух небольших конденсаторах (энергетических емкостях) без проставленных номиналов. Силовой трансформатор в ресивере снабжен лишь маркировкой страны-изготовителя (Малайзия) и ничем не экранирован. Это не очень-то грамотный подход к конструкции, так как трансформатор является источником постоянного сильного электромагнитного излучения, которое вредно влияет на транзисторы, диоды и резисторы в схеме. Тепло, выделяемое трансформатором, в принципе может нарушать температурный режим и тем самым вызывать сбои в работе цифровых процессоров.

В отношении ресивера Sony не приходится сомневаться в общем достаточном калибре комплектующих. Здесь применены: 192 кГц/24-бит ЦАП, декодеры Dolby Digital 6.1, Dolby Pro Logic II, DTS-ES, DTS 96/24 и DTS Neo:6. Реализацией 5 специальных авторских аудио-режимов, имитирующих акустику разных кинотеатров и концертных залов, занимается 32-разрядный DSP-процессор. Однако соответствующие чипы не маркированы, да и общий монтаж плат с последующим отвердением пайки выполнен неряшливо, почти любительски.

При одной и той же рознице, Onkyo-602 значительно уступает Sony-1080 по части коммутации. Интересно, что этот недостаток перекочевал и в поздние модификации Onkyo. На фото: в модели 604 нет многоканалных предварительных аудиовыходов, переключения импеданса для колонок, заземления и входа Phono. Крайне мало цифровых оптических гнезд. Вместо возможноти подключения акустики фронта биваерингом (как во многих современных ресиверах) фирма предлагает здесь функцию второй зоны, которую несколько сложнее реализовать в типовой квартире.
Данная модель сертифицирована как 6х100 Вт номинальной мощности, то есть с замером на 8-Омной нагрузке на всей полосе воспроизводимых частот и при абсолютном минимуме допустимых искажений. Против этих данных свидетельствует относительно скромная потребляемая мощность агрегата (300 Вт), его масса (12 кг) и размер трансформатора. Подозрения в завышении данных оправдываются при ближнем знакомстве с аудио-режимами DSP. Несмотря на их кажущееся разнообразие, в большинстве случаев они не задействуют ряд колонок или посылают на них слабый реверберационный сигнал. Данный экземпляр ресивера является российской или вернее, региональной версией, из которой изъята функция 2-й зоны. Иными словами, пользователь не может подключить сюда дополнительную акустику. Возможно одновременное подключение акустических система А и В, но тоже – ограниченное, только на 2-канальном стереорежиме. Все это лишний раз подтверждает, что данная версия не располагает указанной на нее мощностью.

Совсем иначе обстоит дело на моделях Onkyo 6-й серии. Здесь используются фирменные выходные транзисторы (по всей видимости, Motorola), подлинный 32-битный процессор звуковых DSP эффектов известной марки Cirrus Logic, 192 кГц/24-битный ЦАП Analog Devices (причем – по отдельности на каждый из 7 каналов, что обеспечивает дополнительную точность декодирования и обработки данных). Потребляемая мощность на всех моделях серии составляет порядка 600 Вт. Согласно принятой методике расчета поканальной стереофонической мощности в усилителях, эта цифра делится на 4 = 150 Вт. По идее, такова номинальная мощность ресивера на канал в 2-канальном стереорежиме. В DSP-эффектах находим целый ряд режимов одновременного широкополосного звучания всех 7 колонок плюс работающий сабвуфер. Пробуем, в частности, послушать CD-музыку на режиме All Channel Stereo в модели 602 – в отличие от Sony, слышим полноценный звук из колонок тыла и центра, а не только из фронтальной акустики.

Специально разработанный силовой трансформатор на 600 Вт - выскоо производительный и хорошшо экранированный. Безусловное преимущество ресиверов Onkyo разных поколений.
Ищем разгадку в схемотехнике и находим ее. Трансформаторы на всех ресиверах этой марки значительно превосходят Sony по аккуратности и плотности обмоток, по части использования безкислородной меди и (прежде всего) по экранированию. Трансформаторы сделаны на заказ специально для данного аппарата и, следовательно, их номинал точно подобран к схеме. Они официально сертифицированы как высокопроизводительные (High Current). Более точное и чистое, чем у Sony, звучание 6-й модели разных модификаций заставляет еще искать ответы на вопросы. Они, по всей видимости, заключаются в еще одной авторской технологии – упорядоченном широкополосном усилении (WRAT или Wide Range Amplifier Technology). Ее механизм фирмой не раскрывается, но наличие в источнике питания действительно крупных конденсаторов фирмы Nichinon номиналом по 40000 мф не оставляет сомнений в честности паспортной мощности 6-ок. Их номинал варьируется от модели к модели в районе 7х80 Вт.

Sony-1080 и Onkyo 600-й серии за сдержанную цену реализуют превосходную дискретную архитектуру выходных каскадов усиления. На фото: раздельные тракты построенны на идентичных деталях и выходных транзисторах. Чем мощнее транзисторы, тем массивнее радиатор охлаждения.
Здесь начинается самое главное. Большинство изготовителей маломощных ресиверов, заявленных по 70 или 80 Вт на канал, относятся к потребительскому качеству своего детища очень формально. Вам предлагают принять малую мощность как неизбежные издержки экономии денег. Маломощные ресиверы звучат жестче и резче, требуют выворота ручки громкости почти до предела, где уже начинают хрипеть. Как правило, они хуже балансируют уровни большой фронтальной акустики с сателлитами (тыловиками). Модель 602 выходит из этого затруднения очень остроумно. Здесь электрические входы для внешних источников снабжены предварительным регулятором уровня в пределах +/- 10 дБ. Повысив сигнал с CD-проигрывателя на входе 602, я получил уровень громкости программы со значительным превышением над Sony-1080. При этом основные ресурсы усиления у 602 остались нетронутыми, и звук шел уверенный, мягкий, пульсирующий, чистый.

Осмотр плат у Onkyo оставил самое благоприятное впечатление. Монтаж и пайка дорожек – безукоризненной, поистине роботизированной филигранности. В отличие от Sony, во всех рассмотренных моделях Onkyo посадка деталей в гнездах – строго перпендикулярная и ровная. Строго говоря, перекосы монтажа или соприкосновение деталей могли бы изменить параметры схемы. Вместо возможности подключения акустических систем А+В (как у Sony) изготовитель оставил в неприкосновенности функцию 2-й зоны (или как ее называют, мультирум).

На фото: чипы декодирования и обработки многоканального аудио в Onkyo 600-й серии. Выбор поставщика определяет общий калибр и цену аппарата. Здесь выбор хорош: Cirrus Logic, Analog Devices. На целом ряде конкурирующих моделей, включая Sony-1080, принадлежность чипов не определяется визуально.
Сомнительные удобства

Самая новая модификация поколения ресиверов Onkyo – модель TX-SR604E. Его особенность – автоматическая калибровка (настройка) подключенных колонок по технологии Audyssey 2EQ. Это адаптация профессиональной версии настройки Audyssey MultEQ. Честно говоря, я не нашел здесь большого отличия от «обычной» автокалибровочной схемы у моделей 602 и 603. Ко всем ресиверам подключается внешний комплектный микрофон, генерируется розовый шум, после чего электроника определяет расстояние и полярность подключения колонок, рассчитывает и выставляет уровни громкости их каналов, а также задержки (в миллисекундах), частоты среза кроссоверов и эквалайзер на каждый канал.

Кстати, в Sony-1080 (как и в подавляющем большинстве ресиверов 4-летней давности) вовсе нет калибратора. Это оказывается одновременно и неудобством, и достоинством. Начнем с достоинства. Как всякая автоматика, калибратор не может учесть психофизических факторов слуха и ряд тонких факторов акустики помещения, которое он калибрует. После него просто необходимо подправить каждый параметр на 1-2 деления вручную, чтобы добиться полного благозвучия. Ресиверы высокой категории 4-летней давности еще не располагали калибратором, но зато имели удобные эргономичные ручные настройки. Пробуя настроить современные ресиверы Onkyo вручную и автоматом, я потерпел полное фиаско. Автомат постоянно ставил разные значения громкости на левую и правую колонки (а лучше, когда они равны, даже если несколько загорожены мебелью в помещении!). Совершенно нельзя проверить, что происходит с эквалайзером и задержками, так как они у Onkyo скрыты. Все это относится и к модели TX-SR604E.

Наличие HDMI – недостаточный повод для меня, чтобы рекомендовать клиенту менять прежний ресивер, который его устраивает в других отношениях. Хотя бы потому, что сигнал с HDTV-источника можно взять по отдельности: звук дать на ресивер и колонки, а видеоданные - непосредственно на HDTV-оборудованное средство отображения. Это может быть плазма или проектор. Кстати, первый в стране проектор нового поколения (долгожданная новинка от SIM Multimedia) только что появился у дистрибьютора Onkyo.

Нет необходимости напоминать, что и Sony-1080, и Onkyo-602 оснащены гнездами S-Video и компонентного видео, которые (на мой взгляд) отлично справляются с качественной передачей видеосигнала по аналогу, а не по цифре. Подобрав к ним хороший кабель, вы не будете сожалеть и скучать по HDMI. В ресиверах Onkyo осуществляется преобразование поступающего «простого» композитного видеосигнала в расщепленный компонентный. Это может быть востребовано, если ваш источник не оборудован компонентным выходом, а дисплей – оборудован.

Если читатель думает, что я агитирую против HDTV, он неправ. Я констатирую оснащенность модели TX-SR604E новым поколением HD-аудио-декодеров для форматов HD-DVD или Blu-Ray. Это режимы Dolby Digital Plus, Dolby True HD и DTS-HD. Реализовать эти режимы можно только с HDTV-источника. Из рассмотренных здесь моделей на это способны лишь ресиверы этого года выпуска и перспективные модели. Внедрение HDTV и заставило фирму спешно и сильно уценить нераспроданные остатки – 602, 603.


Самое существенное отличие TX-SR604E от прошлых поколений и от Sony-1080 – это его готовность к ТВ высокой четкости (HDTV) в виде новых аудио-видео-входов HDMI с разрешением видеосигнала 720p/1080i/1080p. Два разных подключенных HDTV-источника (например, проигрыватель и спутниковый тюнер) выводятся с ресивера (например, на внешний видеопроектор) через единое гнездо.

Если у вас на руках - ресивер высокого класса 6-летней давности (как Sony-1080), то скорее всего он снабжен крайне неудобным неэргоемким пультом. На фото: пульт к современным моделям (как этот Onkyo) прежде всего ясно выложени и прост в управлении.
Что касается Onkyo TX-SR674E – то это уже аудио не японской, а европейской идеологии. В модели существенно пересмотрена конструкция шасси. Повышена его жесткость, применены иные материалы. Тем самым изменен характер резонансов на корпусе и, соответственно, в окраске звука аппарата. Вернее – резонансы сильно уменьшены. Это сделано в виду разных представлений о музыкальности у европейцев и у азиатов (Onkyo – японская марка). Поскольку мое знакомство со звуком данного образца было коротким, решать здесь – все-таки самому читателю. Я бы лишь констатировал некоторое, но не слишком явное, отличие в характере звучания этой версии Onkyo. Оно равносильно переключению сопротивления нагрузки в выходной схеме ресивера с 8 на 4 Ом. Значительно важнее дополнительные 10 Вт мощности, которые стало возможным внедрить в схему TX-SR674E. Модификация по выразительности звучания стала чем-то напоминать более дорогую 7-ю серию ресиверов той же марки либо эксклюзивную серию ЕS Sony.

Заключение

Наилучшая и перспективная из рассмотренных моделей - Onkyo TX-SR674E, но она почти вдвое дороже ныне уцененной модели прошлого года в этой категории у той же марки: TX-SR602E. Видео и аудио усовершенствования в 603, 604, 674 можно считать косметическими, несущественными для российского пользователя. Особенно, с учетом их большей цены против уцененного 602.

Onkyo, будучи специальной аудиофильской маркой, звучит значительно интереснее, чем Sony-1080 (480 $) или даже современные модели той же марки. Onkyo оборудует свои ресиверы более интересными и практичными режимами и функциями. Вместе с тем, вся 6-я серия Onkyo располагает неудобными регулировками, в особенности что касается эквалайзера каналов и выбора кроссовера на сабвуфере. Sony-1080 и вообще ресиверы 4-летней давности выпуска известных респектабельных марок могут дать фору 6-й серии Onkyo независимо от новизны модели.

Уцененная модель 602-го ресивера Onkyo может представлять интерес как целесообразное приобретение, учитывая исключительное качество схемотехники, комплектующих и монтажа, а также удобные аудио-режимы. Эзотерические вкусы можно удовлетворить, рассмотрев евро-версию Onkyo TX-SR674E. Модель хороша ценой, значительно более низкой, чем Hi-End. Модель 604 целесообразна для первого начального покупателя, который намерен смотреть HDTV и работать с этим стандартом.

Sony-1080 в нашем случае символизирует некий ресивер на руках у пользователя, который порядком ему надоел и который он подумывает обновить. Как вариант апгрейда системы ему предлагается Onkyo 602, 693 или 604. При этом клиент получает возможность калибровать систему под акустику своего помещения, но лишается возможности подключать напрямую проигрыватель винила. Он получает интересные новые музыкальные режимы аудио-окружения, но лишается возможности вручную править настройки. Если обладатель хорошего старого ресивера готов доплачивать за новое поколение и общую простоту управления, то он останется доволен переменой. Ресиверы Onkyo 6-й серии заставляют звучать ярче колонки, на которые обладатель Sony-1080 мог уже махнуть рукой. Исключение составляют сабвуферы. С такими солидными сабами как Pioneer SW-250 ресивер Onkyo 602 работает удивительно плохо. Это выражается в грязи и призвуках, которые прорываются в динамик сабвуфера.




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

Sony KDL-32V2000: чем бы обратить на себя внимание?



Многополосная акустика Arslab Classic 3 от отечественного производителя

Отечественная компания Аудиомания выпускает под маркой Arslab аудио оборудование. Данный бренд хорошо известен пользователям и высококачественным звуком и доступными ценами. И хотя колонки от российской компании могут у многих вызвать настороженность, собираемый на предприятии в Риге Arslab Classic 3, это весьма качественный продукт.

Читать далее...

Элегантный телевизор с Android на борту — Philips 48PFS8209/60

С момента появления смарт-телевизоров производства Philips, которые работали под управлением Android, функционал этих устройств резко увеличился. Естественно, доступ к приложениям из магазина Google открывает массу возможностей, но модель 48PFS8209 может похвастаться и другими особенностями, привлекательными для пользователей, начинающих привыкать к многофункциональности и «умности» практически любого бытового устройства.

Читать далее...

Обзор домашнего кинотеатра Bose CineMate 130

Тем людям, кому приходилось настраивать домашний кинотеатр больше одного-двух раз, хорошо знают, насколько мучительно сложной может быть процедура подбора позиции для колонок и настройки каждого элемента акустики. Соответственно, опытные пользователи удобство инсталляции считают также важным, как и качество звучания домашнего кинотеатра, и дизайн его элементов.

Читать далее...

Обзор проектора для домашнего кинотеатра LG PF1500G

Проектор LG PF1500G является прекрасной альтернативой ламповым моделям, так как без проблем интегрируется с другим оборудованием кинотеатра, обеспечивает высокие контраст и яркость изображения, но все это дополняется отсутствием шума и очень большим ресурсом светодиодного источника света

Читать далее...

Smart телевизоры – большой шаг в будущее

Умные телевизоры или, как их еще называют, смарт-телевизоры – технология, которая в последнее время все больше набирает популярность во всем мире. Главное отличие моделей с этой особенностью в том, что с ними вы сможете не только смотреть любимые телеканалы, но и наслаждаться интересным видео с любого носителя или источника в Интернете. Проще говоря, телевизор может полностью заменить компьютер в плане серфинга по виртуальной сети.

Читать далее...

Достоинства технологии OLED в телевизорах LG

Типичный покупатель выбирает новый телевизор в магазине, исходя из очевидных показателей, размера экрана или красоты картинки, да и заплатить хочется поменьше. А тонкости технологий, энергопотребление, тип использованной матрицы учитывается редко. Это приводит к тому, что некоторые недостатки дешевого аппарат видны тогда, когда телевизор уже включен дома. Тогда же и приходит понимание, что лучше было не экономить или не гнаться за большой диагональю, а купить телевизор с лучшей матрицей.

Читать далее...

Обзор HD-10, телевизионной приставки от Microsoft и сравнение с конкурентом от Google

Описываемая в данном обзоре ТВ-приставка Microsoft является еще одним доказательством неизбежности избавления от проводов в бытовой электронике. Данная тенденция прослеживается в новинках многих брендов. А HD-10 нацелена на создание комфорта для обладателей смартфонов.

Читать далее...

Обзор Panasonic VIERA TX-65AXR900 — флагмана среди 4К телевизоров

Показав свое технологическое превосходство в плазменных телевизорах, Panasonic со временем переключился на телевизоры с ЖК-панелями и добился в этой нише значительных успехов. Посмотреть достижения этого производителя можно на примере конкретной панели: VIERA TX-65AXR900, отличного телевизора с экранов в 65 дюймов и разрешением 4К.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов