Майские соты

Автор: Наталья Бокарева |
22 июня 2006 16:40


Число пользователей сотовой связи в России в мае выросло на 2% по сравнению с апрелем 2006 г. и составило 137,415 млн. По сравнению с маем 2005 года количество абонентов сотовой связи в России возросло в 1,5 раза. Компании продолжили тенденцию к стабилизации ARPU и активно развивают системы повышения лояльности.

Показатель проникновения услуг сотовой связи на конец мая составил 94,7%. При этом в Москве число абонентов к началу июня выросло практически на 460 тыс. и составило 24,519 млн., в Санкт-Петербурге – на 113 тыс. (7,899 млн.). Динамика увеличения числа абонентов по сравнению с итогами мая 2005 года составила: для МТС и Вымпелком в среднем по 70%, для Мегафона — порядка 67%.
МТС

Консолидированное число абонентов ОАО «Мобильные Телесистемы» по состоянию на 31 мая 2006 года достигло 62,89 млн. человек. За прошлый месяц консолидированная абонентская база компании увеличилась на 1,12 миллиона абонентов, в том числе 0,81 миллиона абонентов подключились к сети в России.
Вымпелком

Консолидированное число абонентов Вымпелкома на 1 июня 2006 года составило примерно 50 млн. абонентов, включая 3,7 миллиона в странах СНГ.
Мегафон

Третий по величине российский сотовый оператор за истекший период также добился отличных результатов. Во-первых, максимально приблизил показатель рентабельности по EBITDA к уровню МТС и Вымпелкома. Сегодня этот показатель третьей компании составил 46,6% (у МТС аналогичный показатель составляет 50,7%, у Вымпелкома – 48,9%).

Во-вторых, к 6 июня Мегафон разменял седьмой миллион абонентов в Северо-Западном регионе. За девять месяцев - с сентября 2005 года – прирост абонентской базы оператора составил 20%. С начала года компании удалось привлечь около 0,5 млн. человек по Северо-Западу (для сравнения: на 31 мая 2006 года в Северо-Западном регионе насчитывалось 2,9 млн. абонентов Билайн, из них 1,8 млн. – в Петербурге). Кроме того, ARPU у Мегафона оставался одним из самых высоких среди компаний «большой тройки»: в среднем около 10 долларов в месяц (у МТС ARPU в России за год снизился с 9,1 до 7,3 долларов, а у Вымпелкома составил 7,5 долларов).
Единственным неприятным сюрпризом оказался существенный – почти в семь раз – рост дефицита оборотных средств Мегафона: он увеличился за год с 25,6 млн. до 171,3 млн. долларов. Возникли они отчасти из-за конфликта акционеров компании (IPOC при поддержке «Телекоминвеста» с 2003 г. оспаривает право собственности «Альфа-групп» на 25,1% акций оператора).

Корпоративность и лояльность

Операторы не скрывают, что самые желанные клиенты для них – корпоративные. Именно они в среднем формируют около 80% выручки сотовых компаний. Помимо этого, корпоративные клиенты самые лояльные абоненты. Однако и лояльность физических лиц не дает сотовым операторам покоя.

Известный факт: в 2005 году среднеквартальный отток абонентов у «Больших» операторов составил 8%. Эта цифра подразумевает, что в среднем за год от одного игрока к другому перетекает более 30% подписчиков. Стоимость привлечения одного пользователя составляет около 15 долларов. На конец апреля текущего года количество сотовых абонентов в России составило 134 млн. человек. Выходит, что каждый год операторы «большой тройки» тратят на подключение тех, кто в итоге покидает компанию, примерно по 60 млн. долларов. Особенно остро проблема стоит в тех регионах, где проникновение услуг сотовой связи превышает 100%, а значит, каждый новый подключенный абонент – это бывший подписчик конкурента, а возможно, и твой собственный.

С каждым годом операторы для удержания клиентов вынуждены придумывать все более и более экстравагантные программы. Однако иногда возвращать старые предложения оказывается даже выгодней. Так, МТС вновь объявила «Безлимитные выходные» (уже знакомая россиянам программа, когда, заплатив 1,5 доллара, можно разговаривать без ограничений весь уикенд). Продолжает действовать программа «Годовой контракт», в рамках которой можно получить скидку 15% на все входящие и исходящие местные и мобильные вызовы, при условии согласия с обязательством со стороны подписчика пользоваться услугами МТС непрерывно в течение года. В будущем МТС планирует запустить ряд кобрэндинговых проектов, частично связанных со сферой потребления, направленных на увеличение лояльности пользователей.
Вымпелком делает ставку на новые предложения. Помимо продолжающейся программы «Год с SMS», компания запустила специальную акцию к дачному сезону. Так, петербургские абоненты сети получают 50-процентную скидку на звонки в Ленобласти на весь летний период. Услуга предоставляется абонентам тарифных планов «Твое время, область» и «Проще говоря» автоматически. Таким абонентам достаточно выехать за город, - и все звонки становятся в два раза дешевле.

В отличие от первых двух компаний Мегафон делает ставку на PR-акции и социальные программы. Вот уже два года абоненты компании находятся «На особом положении» при посещении культурных, спортивных и других мероприятий. Продолжает развиваться программа «Социальной ответственности бизнеса» (СОБ), в рамках которой реализован целый ряд проектов, в том числе детских (международный конкурс детских творческих работ «Голос ребенка», «Лидер ХХI века», акция «Переходи на зеленый» для младших школьников, чемпионат по мини-футболу на кубок «Будущее зависит от тебя»). Кроме того, в Северо-Западном регионе запущена федеральная программа «Мегафон-Бонус», в которую уже вовлечено более 4 млн. абонентов.

Однако не следует думать, что основные силы операторов брошены только на удержание частных лиц. Так, только в Петербурге на мероприятия по привлечению и удержанию корпоративных клиентов операторы тратят до 500 тыс. долларов. Помимо льгот, крупным клиентам предлагается ряд материально выгодных условий (например, «Мобильная почта» у Вымпелкома, или корпоративный тарифный план «Телеметрия» у Мегафона), и нематериальных благ. Например, МТС активно продвигает серию «завтраков с руководством», когда представители крупнейших компаний в неформальной обстановке могут пообщаться с топ-менеджерами компании, или Мегафон, который перед началом 2006 года своими силами поставил мюзикл «Щелкунчик». И это не считая всевозможных семинаров и конференций. Скайлинк пошел еще дальше и запустил программу «Бизнес-эффект», в рамках которой бизнес-пользователи выдвигают собственные предложения по условиям сотрудничества.
В отличие от сотовых операторов, активно развивающихся и отвоевывающих свою долю рынка, судьба виртуальных сотовых сетей (Mobile Virtual Network Operators, MVNO) в России складывается печально – в них просто не видят смысла, в первую очередь, представители «большой тройки».

Первые отечественные MVNO появились в 2003 году (Мегател, Матрикс Мобайл, Корбина Телеком). В марте прошлого года разрешение на проведение испытаний получила компания Евросеть (практически сразу же после принятия решения о создании опытных зон виртуальных операторов Министерством информационных технологий и связи), в августе того же года к ней присоединился «Народный мобильный телефон». Однако дальше разговоров дело не пошло – лицензии виртуальные операторы пока не получили. На какое-то время страсти утихли. Однако после того как Мининформсвязи пригрозил закончить подготовку нормативных актов уже в этом году, страсти вспыхнули по новой. Операторы «большой тройки» настаивают на том, что у них нет свободных емкостей. Поговаривают, что они попросту опасаются демпинга и экспансии со стороны «виртуалов».

И им есть чего опасаться: по итогам 2005 года в мире появилось более 100 новых MVNO, совокупно виртуальными сетями обслуживалось порядка 9% абонентов Европы, а сами MVNO занимают в общей сложности 20 - 25% всего европейского сотового рынка.

В сложившейся ситуации возможны только два варианта развития событий: в первом стороны подпишут пакт «о ненападении», во втором – свое веское «дай» скажет регулятор, у которого, как известно, большой опыт приведения сторон к консенсусу (один ввод CPP чего стоит).




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

"Платит звонящий": кому это выгодно?



Высокая автономность и производительность Philips Xenium V787

Компания Philips выпустила смартфон Xenium V787 который, в отличие от других брендов, не привлекает внимание экстравагантным дизайном, но располагает двумя очень важными особенностями: высокой скоростью зарядки аккумулятора и способностью длительное время работать без подзарядки. При этом другие характеристики устройства на высоком уровне, а строгие линии дизайна привлекут поклонников из числа предпринимателей или топ-менеджеров.

Читать далее...

ASUS не сдается, и ее смартфоны эволюционируют

Последние три года можно было наблюдать любопытную картину, как отдельно взятая компания пытается войти на уже наполненный конкурентами рынок и отвоевать себе пользователей. Причем речь идет о рынке смартфонов и компании ASUS, всем известной по массе других весьма качественных устройств (комплектующих к компьютерам, ноутбукам, десктопам), но малоизвестной как производитель смартфонов.

Читать далее...

Google может дополнить программную платформу Android аппаратной, собственной разработки

По информации, оказавшейся в распоряжении сайта The Information, в недрах компании Google начался процесс организации собственного подразделения по проектированию чипов для мобильных устройств. В дальнейшем предполагается передавать разработки производителям — партнерам компании, занимающимся выпуском гаджетов для операционной системы Android.

Читать далее...

Обзор защищенного смартфона Samsung Xcover 3

Хотя данная модель гаджета от Samsung является представителем класса защищенных смартфонов, выглядит Xcover 3 достаточно элегантно, в отличие от своих кирпиче-подобных собратьев. Благодаря чему, данная модель прочного и надежного смартфона стала весьма популярна, как служебный телефон у корпоративных пользователей. А в розничных сетях этот телефона практически не встретишь.

Читать далее...

Стерильный телефон от BlackBerry

Канадский производитель смартфонов BlackBerry уже давно пытается выйти из кризиса, после того как его позиции пошатнули мобильные устройства под Android и iPhone. Для бизнес-пользователей, являвшихся основными потребителями зашифрованного смартфона, оказалось важнее другие опции. Но сделав упор на разработке программного обеспечения, компания умудрилась втрое увеличить прибыль в первом квартале этого года. Аналитиков и инвесторов это не очень впечатлило, поэтому руководство компании не устает искать оригинальные идеи, которые помогут побороть убытки и заодно отвоевать большую долю на рынке.

Читать далее...

Разговор с небом: в России разрешено пользоваться мобильными в полёте

Тем, кто не может расстаться с телефоном ни на минуту,  теперь совсем  не обязательно выключать мобильный во время полёта. Российские власти поверили, что сотовая связь не влияет на работу бортовых приборов, и разрешили разговор в небе. Заплатят за удобство и авиакомпании, которым придётся закупить  дорогостоящее оборудование, и пассажиры. В особенности пассажиры. «Заоблачные» цены будут в среднем в 150 раз отличаться от «земных». Читать далее...

Мобильное ТВ от «Билайн»: когда телевизор умещается в кармане

Смотреть по мобильному телефону телевизионные программы? Почему бы и нет. Возможность, конечно, не жизненно важная, но весьма занятная. На несколько дней в руки «Цифровика» попал Samsung P960 с поддержкой стандарта DVB-H (то есть того самого мобильного ТВ), впечатления от пользования сервисом - в нашем материале. Читать далее...

Телефон-нелегал: отличия «белого» и «серого» аппаратов.

Хотя количество цветов корпуса для мобильных телефонов практически неограниченно, поговорим мы сейчас о других, более важных «цветовых» характеристиках, которые делят все телефона на два класса - «белые» и «серые», или же официально и неофициально ввезенные. В чем разница между ними, и какие в каждом случае ждут подводные камни? Подробнее - в нашем материале.Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов