Mark Levinson, B&K и просто Denon: на всякого мудреца довольно простоты

Автор: Владимир Елбаев |
13 июня 2006 17:41


Ключевым фактором качества в серьезном цифровом аудио остается декодирование и обработка данных, то есть работа ЦАП и процессора DSP. Однако чем больше пользователь вникает и взвешивает факторы, тем чаще он озабочен и смущен вопросом: как далеко стоит заходить в затратах? На что потратиться – на высокую частоту сэмплирования данных (апсэмплинга) или на общую проработанность конструкции? Среди аудиофилов считается, например, что даже ТНХ-сертифицированные AV-ресиверы априори нехороши и что предела совершенству (и, соответственно, затратам) в реализации узла ЦАП/процессор практически не существует.

Два аппарата в настоящий момент времени обращают на себя особое внимание в этой связи. Первый – из (относительно и разумно) дешевых: 600-долларовый ресивер Denon AVR-1906 с паспортной мощностью 7 х 100 Ватт, с набором объемных эффектов DSP и cо всеми известными декодерами, выстроенными «сверху вниз», начиная с 7-канальных DTS-ES и Dolby Pro Logic-2. Из общей массы 10-киллограммовых железных ящиков этот ресивер выделился благодаря нескольким факторам. Два года подряд Denon собирает призы на престижных американских конкурсах профессионально-студийной аппаратуры. Нынешний год в России выдался особенно щедрым на «урожай» всевозможных «денонов», поскольку генеральный дистрибьютор «отпустил» марку на все четыре стороны. Ну и, наконец, AVR-1906 была первой моделью, в которой функция переназначения распространена на звуковые каналы и позволяет преобразовать 7.1 в 5.1 с подключением фронтальных колонок в биампинге (с раздельным усилением ВЧ и НЧ-динамиков).

В беспредельном «хай-энде» немедленно (после поступления в Россию) привлек внимание 2-блочный многоканальный аудио/видео-процессор цифровых и аналоговых источников со встроенным предварительным усилителем фирмы Mark Levinson, модель 40 Media Console. Шальное качество изготовления и дизайна по сей день (на момент написания этого обзора) не позволяет установить розничную цену, вернее – получить вразумительный ответ от поставщика. Понятно лишь то, что сумма будет выражаться 5-значной цифрой в долларах. В конструкции важен принцип апгрейда, который фирма закладывает во всю свою электронику: все штатные бортовые платы заменяемы на перспективные. Это могут быть FireWire-входы под SACD или DVD-Audio, DVI-вход для HDTV-телевидения. Разумеется, при этом нынешние декодеры Dolby Digital EX, DTS-ES, Dolby Pro Logic II (Movie and Music) и все прочие функции выполнены на таком уровне, что апгрейдить не захочешь. Карты АЦП и ЦАП заключены в немагнитный корпус. Среди авторских элементов схемы обнаруживаем буфер цифровых данных FIFO вместо обычного тактового генератора, который не устроил разработчика качеством. Везде в схеме сигнал идет по дифференциальному тракту (с расщеплением на балансные проводники). Таким образом обеспечен исключительно низкий джиттер. Что касается апсэмплинга, то в этом «Левинсоне» он выполняется на частоте в 256 раз выше, чем принято в индустрии – для получения реальной 24-битной разрядности данных при их необходимом запасе в 40 бит. Levinson является THX-сертифицированным аппаратом, но (в отличие от многих) он позволяет пользователю включать этот специфический «эффект» по желанию. Как говорится, дело вкуса.

Все это качество выражается в довольно шаблонных спецификациях, поскольку иных в индустрии не существует: 20 Гц - 40 кГц при THD (коэффициент нелинейных искажений) <0,005% и уровне полезного сигнала (отношении сигнала к шуму) 98 дБ.

Вовлеченность и результат

Напомню: сравнивать гору и мышь нельзя, да и незачем. У каждого из двух аппаратов своя сфера использования, однако у них одна общая функция – формирование звука музыки, саундтрека. Речь идет о том, чтобы сориентировать пользователя, который может себе позволить как очень недорогой, так и баснословно дорогой аппарат. Который кладет на одну чашу весов большие деньги, а на другую – новые острые ощущения, комфорт, статус. Также констатирую: провести сравнение и принципиально наметить, выбрать аппарат такому клиенту не дадут ни в одном салоне города. Ни один журнальный эксперт не возьмет на себя такой ответственности. Между тем, многие клиенты мучаются такой дилеммой: вложиться – или не вложиться? С этих позиций рассмотрим сначала ресивер Denon.

В ресивере Denon регулируется уровень основных (фронтальных или стерео) колонок. Это немедленно облегчает настройку, особенно если у вас в тылу, в центре и на фронтах стоит акустика разного типа, разных марок или разной мощности и размеров. Значит, преимущество номер раз: к данному ресиверу можно подключить и успешно настроить любую встретившуюся вам акустику – даже очень старую и дряхлую. Балансировка каналов, поиск оптимального эквалайзера, настройка сабвуфера – все это заняло порядка часа времени в расслабленном состоянии. А если собраться, можно сделать все быстрее. Ресивер, однако, имеет свой предел качества – и он ограничен схемами ЦАП и DSP, конфигурацией многоканального аудио, где сигнал расщепляется на каналы и полосы.

Гармонизировать такой сигнал, получить синхронную фазу и четкую образность в точке прослушивания – здесь не менее проблематично, чем на всех остальных моделях ресиверов. Чудес не происходит и в так называемой «аудиофильской» функции Source Direct, и даже на би-ампинговом подключении основных колонок, которым я воспользовался в стерео-режиме. Звук оставался характерным для многоканального ресивера и цифрового аудио: жестковатый, навязчиво аналитичный, в известной степени «тощий» (а в комбинации с сабвуфером - напротив, утопленно-мягкий и размытый). В общем, звук как звук. Можно и примириться. Тем более что удалось подобрать акустику Aleks, которая отыграла благополучнее благодаря присутствию в ней пассивного излучателя (он «заполнил» собой частотные пустоты).

Возможно, потратив еще больше времени, можно выйти на еще лучший баланс. Например, убавление уровня каналов на одно деление не только понижает сигнал на 2 дБ, но и перераспределяет соотношение НЧ, ВЧ и СЧ в нем. Соответственно, у вас на музыке неизбежно меняется образность и сцена. Закономерность при этом такова: чем выше 0 дБ – тем сцена глубже и плотнее, чем ниже – тем она шире и «прозрачнее». Добавьте сюда нюансы, вносимые эквалайзером и отстоянием колонок от отражающих поверхностей в комнате – и вы получите «гранит науки», который можно «грызть» месяцами и годами. Однажды мы уже пускались в эти дебри (цикл статей «Какой ресивер вам нужен?»). Для аудиофилов эти экскурсы могут составить смысл жизни, но огромные деньги внесут сюда приятное разнообразие. А именно: гарантированное оптимальное качество при любой (неумелой) пользовательской настройке и при любом расположении техники в комнате. На этом этапе мы переходим к рассмотрению и взвешиванию «Марка Левинсона».

Вопреки всей солидности, пульт и панель этого монстра располагают вас приблизиться посмелее, чем к «Денону». Сразу оказывается, что ориентироваться здесь – просто: налицо «интуитивно организованное» управление из 9 кнопок и 4 тумблеров. Если говорить только об аудио, то это функции громкости, выбора предустановленного режима окружения (sound profile), степень свечения дисплея, возврат к установкам по умолчанию (если вы безнадежно запутались), баланс левого и правого каналов для стерео и временное отключение громкости (при случайной перегрузке). Те же функции заведены в настройки по входам, и они встретятся вам, когда вы начнете скрупулезно путешествовать по меню. Но в том-то и дело, что аппарат оказывается хорош при включении в сеть и в систему сразу же после распаковки, без вникания даже в мануал. Поскольку второй блок комплекта ведает видеообработками, то здесь можно констатировать: для пользователя-дилетанта они столь же просты и «приземлены», хотя фактически по сложности равнозначны скейлеру (масштабатору разных разрешений и форматов). На самое видное место вынесена наиболее удобная кнопка типа мониторной: возможность смотреть одну программу, ведя перезапись с другой.

То, что у «Денона» облегчено на благо пользователя – здесь полностью обеспечено. Модель 40 Media Console автоматически балансирует и затем переносит звуковую сцену, когда слушатель меняет свое положение в комнате. Это кажется невероятным, но здешняя электроника превосходит банальную калибровку каналов - функцию многих ресиверов, которая стала уже привычной и вызывает недовольство своим несовершенством. Для этих целей Levinson снабжен не одним, а 4 встроенными DSP-процессорами. Их аккуратность работы не опускается ниже 32 бит. Их поставщики – престижные фирмы Analog Devices и Sharc. Хотите послушать просто музыку? Переключаетесь на специально реализованный здесь 2-канальный режим Madrigal Stereo Surround (фронт+центр+тыл), который априори превосходит «обычный» режим Pro Logic II.

Кроссоверы каналов по умолчанию настроены на 80 Гц, но их можно перенастроить при желании, зайдя в меню. Здесь они имеют особо широкие пределы настройки: от 30 Гц до 100 Гц с достаточно мелким шагом по 10 Гц. Кроме того, сам срез можно выставить более полого (12 дБ/октаву) или круто (24 дБ/октаву). Громкость тоже имеет очень частые фиксированные положения – через каждый 0,1 дБ (и так - на 100 дБ регулировки). Наконец, в отличие от любого ресивера, «Левинсон» столь хорош по блоку питания (вынесенному в отдельный ящик), что не нуждается в стабилизаторе напряжения. Он просто не отреагирует на такую «заботу» о чистоте своего питания.

Третий путь - или капкан?

Ровно посередине между двумя рассмотренными аппаратами лежит приобретение, которое многие сочтут за «золотую середину». Это ресивер солидной американской марки B&K Components (никакой связи с BBK!). Он носит название Reference и выпускается как единым блоком, так и раздельно по процессору/предварительному усилителю и 7-канальному усилителю мощности. Последняя из указанных версий – свидетельство честного подхода, ведь всякий грамотный инженер должен признать, что никаких 7 х 100 Вт мощности реализовать в ресиверах нельзя. Для этого пришлось бы построить несоразмерный силовой трансформатор. Примерно такой «транс» и занял все внутреннее пространство блока усилителя мощности у B&K. Кстати, слегка возвращаясь к модели Denon: в американском Интернет-магазине Amazon изготовитель проставил по 80 Вт на 6 Ом и по 100 на 4 Ом, чтобы избежать упреков в дезинформации… Итак, B&K. Марка существует с 1982 года и провозглашает политику «хороший звук и добротная конструкция при сдержанной цене». Поскольку то же самое провозглашают Rotel, Сadanz, NAD и даже Yamaha (а реальнее и без рекламной шумихи воплощает Kenwood), то попробуем вникнуть.

Подключенный в большом демзале Пурпурного Легиона ресивер B&K Refernce действительно понравился своим звуком, который во всяком случае был неординарен. Он отличался от «Денона» ощутимой (а не паспортной) мощностью и бархатным звучанием действительно большой бас-гитары (независимо от достоинств записи и практически на любую адекватную акустику). От «Левинсона» его отличала некоторая медлительность, инерционность звука. У меня была проблема в сопоставлении всех трех образцов непосредственно одного за другим – но я ее разрешил, так или иначе. В принципе, двух американцев роднила рельефность сцены. Levinson и B&K оба имели тенденцию расставлять инструменты широко от стены до стены и создавать при этом представление об их больших размерах. Практически, оба эти участника обзора заставляли слушателя думать о том, что он сидит в самом первом ряду. На саундтреках это создавало определенную кашеобразность, но она легко регулировалась путем внесения цифровой коррекции в звучание каналов. Эта регулировка существует во всяком аудиопроцессоре или ресивере, и она же создает впечатление пространственности, субъективно отдаляет колонку от уха. Лично я против такой корректировки, но по крайней мере в прослушивании B&K я оценил ее по достоинству.

Из всех оттестированных в тот вечер B&K запомнился Reference 30 - аудиовидеотюнер/предусилитель/процессор. В нем есть декодеры Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic, режим двухканального стерео (с аудиофильским обходом регулировок и переключений). Его частотный диапазон указан как 5 - 150 кГц, сигнал/шум – 89 дБ. Однако, как и в «Левинсоне» зачем-то реализованы выходы на 2 зоны, что в России востребовано очень мало. Вес аппарата 9 кг говорит о качественном трансформаторе, хотя значительно показательнее вес 25 кг для «сопутствующего» блока усилителя мощности. На этом похвалы в адрес модели заканчиваются, и начинается критика, которая ставит в конце статьи не точку, а запятую.

В стремлении к простоте управления, которая в «Левинсоне» реализована грамотно, B&K лишает пользователя элементарного права на вкусовую регулировку. Изготовитель назвал свой принцип «включи и слушай» (plug & play). Она сводится к запрету доступа пользователя к любым настройкам звука кроме балансировки (калибровки) каналов. Ухватив комплект очень дорогой акустики Bag End и Vandersteen, я остался недоволен грубостью звука. Изменить же что-либо было невозможно – даже для консультанта салона, который осуществлял демонстрацию. Вооружившись всеми своими знаниями, совместно мы принялись искать обходной путь через пульт, усыпанный кнопками без обозначений (скупая инструкция тоже не прояснила ситуацию). На пятое нажатие некой скромной кнопки аппарат включил электрическую защиту и самовыключился на несколько минут для диагностики неполадок. Наш неудачный опыт по настройке завершился ремаркой консультанта салона: «Мы не рекомендуем эти усилители для самостоятельной установки, а процедурой доступа к настройкам владеет только наш инсталлятор».

Не «кто виноват», а «что делать?»

Из трех рассмотренных нами аппаратов разной комплектации, набора функций, уровня исполнения и цены можно выстроить следующую приоритетную шкалу, указав доводы «за» и «против» их приобретения.
1. Denon AVR-1906. За: не самая высокая (хотя и не совсем низкая!) цена, апробированный стандартный набор регулировок звука, настраиваемый уровень фронтальных каналов, хорошие спецификации по демпфированию (качеству) баса, аудиофильская функция биампинга. Против: не выдержана отдача по 100 Вт на канал, нет подключения проигрывателя винила, общая компромиссная поточная конструкция на недорогих элементах, суховатое качество звучания, малоинтересное звучание на прямом и стерео режимах звука, ограниченные функции по преобразованию видеосигнала, зависимость электроники от качества сетевого питания.
2. Mark Levinson 40 Media Console. За: простое управление, оптимизированные самонастройки, общее удобство и пользовательский комфорт при наивысшей сложности схемы и качества комплектующих, высокий ресурс и надежность работы, модульная архитектура, хай-эндная научная концепция, американская затратная эстетика и богатая отделка при строгой элегантности дизайна… и нечто необъяснимо интригующее! Против: цена, принципиальное отсутствие разумного компромисса для бюджетного рынка, неотключаемый видеоблок, непризнание SACD и DVD-A и их реализация по аналоговому сигналу через АЦП c последующим апсэмплингом, некоторые иные демонстративно-нетривиальные решения с целью демонстрации собственного превосходства, при высокой собственной цене требует многократных затрат для достройки системы на необходимом уровне качества.
3. B&K Reference 30. За: сдержанно высокая цена в 7000 долларов за блок процессора-предусилителя, роскошный и консервативный американский звук (с несколько загашенными ВЧ), безупречно солидная конструкция с соответствующим монтажом отборных комплектующих американской производственной базы. Против: кажущаяся простота управления превращена в примитив, нечеткая идентификация органов управления, под руку пользователя вынесены «опасные» и невостребованные кнопки, слишком характерный окрас звука сочетается с ограниченным числом усилителей мощности и акустики на рынке.




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

TEAC Esoteric G-0s: эзотерику нужна победа, он за ценой не постоит
Следующая статья

Колонки уверенного звука? Претенденты: AAD, Heybrook, Audica



Высококачественные колонки Edifier S1000DB

Акустическая система Edifier S1000DB сочетает в себе самые передовые технологические решения и дизайн, и хотя официально отнесена к классу мультимедийных колонок, по своим техническим параметрам, это однозначно представитель HiFi техники. Один только вес каждой колонки и роскошная упаковка намекают, что это продукт высокого класса.

Читать далее...

Проигрыватель грампластинок Audio-Technica AT-LP5x

Японская компания Audio-Technica очень долго занималась производством звукоснимателей и различных элементов, необходимых для работы проигрывателей пластинок. Учитывая статус лидера в этой сфере и высокую репутацию у потребителей, вполне логичным выглядит решение Audio-Technica выпускать проигрыватели винила под собственным брендом.

Читать далее...

Оригинальный дизайн стереонаушников от Sonus Faber

Компания Sonus Faber выпустила модель стереофонических наушников, которые одним только дизайном выглядят как произведение искусства. Это мечта меломана, персональная акустика, которая дает отличный звук и выглядит так, что можно без стеснения появиться в любом обществе.

Читать далее...

Обзор акустики DALI Rubicon 8

Многие пользователи высокотехнологических музыкальных устройств знают и уважают продукцию скандинавских фирм за фантастическое сочетание удивительного дизайна и высокого качества звука. Напольные колонки DALI Rubicon 8 это изящная акустическая система от датского производителя Danish Audiophile Loudspeaker Industries. Назвав эту модель так символично, производитель видимо решил подчеркнуть некую границу между Hi-Fi продуктами и High-End. Данная линейка акустики позиционируется как среднее предложение, проще топовых и серьезнее бюджетных вариантов.

Читать далее...

Новый плеер HiFiMAN HM-901s

Компания Hifiman продолжает выпускать на рынок интересные модели, которые можно смело отнести к разряду флагманов. Не так давно, поклонники этого бренда могли порадоваться наушникам НЕ-1000 а теперь наконец дождалось пополнения и семейство Hi-Fi плееров. Новый HiFiMAN HM-901s, это отличный звук и прекрасный дизайн. Данное устройство является развитием предыдущего портативного плеера компании — модели HM-901. Теперь у HM-901s прочный и элегантный серебристый корпус из алюминиевого сплав, улучшенный регулятор громкости (аналоговый) и отдельное гнездо для подключения балансных наушников.

Читать далее...

Обзор проигрывателя виниловых пластинок Pro-Ject Xtension 10 Evolution

Австрийская компания Pro-Ject была основана в 1990 году и сразу сделала ставку на проигрыватели и аксессуары для классических грампластинок. Тогда во время победного наступления компакт-дисков это казалось странным, но время показало, что основатель компании был прав и по сей день Pro-Ject активно и успешно продает технику для меломанов, предпочитающих слушать винил. Среди нескольких десятков моделей виниловых проигрывателей, Pro-Ject Xtension 10 Evolution является одним из лучших представителей так называемой Классической Линии.

Читать далее...

Обзор наушников HiFiMAN HE-400i

Модель HE-400i является новинкой, выпущенной компанией HiFiMAN в прошлом году. Это представитель семейства изодинамических наушников относится к продуктам среднего ценового класса. Для отечественных потребителей данные наушники интересны еще по той причине, что среди изодинамической разновидности являются самыми доступными покупателю. Разумеется, если исключить из рассмотрения более старых представителей данной линейки наушников HiFiMAN, ведь именно их HE-400i и заменит на прилавках магазинов.

Читать далее...

Обзор Rombica Smart Cast миниатюрной USB приставки с поддержкой Miracast

Совершенствование микроэлектроники породило волну устройств, которые при своей миниатюрности способны значительно расширить функциональные возможности обычного телевизора, превратив его в мультимедиа-центр. Такие приставки по виду напоминают обычную флэшку и включаются в разъем HDMI или USB телевизора. Следует признать, что миниатюрность таких устройств, кроме низкой стоимости, оборачивается для потребителя отсутствием как-либо интерфейсов.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов