"Платит звонящий": кому это выгодно?

Автор: Наталья Бокарева |
31 мая 2006 16:43


Итак, дорогие мои, примите наши поздравления, ибо эпоха, в которую мы живем, – эпоха перемен. Мы едва-едва привыкли к тому, что входящие со всех мобильных бесплатно, как нам подкинули следующий приятный сюрприз: законодательно подтвердили наше право на CPP (иначе говоря, Calling Party Pays – «платит звонящий»).
С 1 июля 2006 г. все входящие звонки на мобильные номера с проводных телефонов в России станут бесплатными. Точнее, платить за эту категорию вызовов будут владельцы фиксированных телефонных аппаратов.

Напомним, что 8 февраля 2006 года в третьем, окончательном, чтении Госдума РФ приняла поправки в ст.54 Федерального Закона «О связи», запрещающие взимать плату за входящие звонки. Новая принятая система называется CPP (Calling Party Pays – «платит звонящая сторона»). Именно она, по задумке авторов, должна привести российский рынок всех видов связи к взаимовыгодному сотрудничеству, в первую очередь к росту доходов операторов фиксированной связи, к развитию конкуренции и (внимание!) «позволит экономически защитить граждан, особенно малоимущих» (Цитата из высказывания Максима Коробова, одного из авторов законопроекта и члена комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи). При всей благочестивости помыслов законотворцев есть в этой новости нечто, что интуитивно смущает такого обывателя, как я. Вот и попробуем разобраться с моей интуицией.

Ну, начать, наверное, следует с того, что новость эта как бы и не новость вовсе, скорее римейк новостей годичной давности. Первые «хорошие звоночки» о введении в нашей стране неведомого российскому обывателю, экзотического CPP зазвучали весной прошлого года. Необходимость платить за звонок с проводного (фиксированного) на мобильный телефон была закреплена в новых «Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи», утвержденных правительством 18 мая 2005 г. Предполагалось, что Правила вступят в силу с 1 июля 2005 года, - но не сложилось. Вернее, сложилось «один к одному»: так и не придя к консенсусу в вопросе технической реализации поправок (в частности, будут ли за исходящие звонки со стационарных телефонов платить сами граждане, лягут «бесплатные» исходящие на плечи операторов и как фиксированные операторы будут рассчитываться с операторами сотовыми), Проект успел вызвать на себя волну протестов и застрял в Мосгордуме. И о нем забыли месяца на четыре-шесть. Следующая попытка внедрить CPP состоялась в начале 2006 года, но как-то тихо, без особых ажитаций и без успеха. Таким образом, только за минувший год это уже третья попытка привить на российской почве благородный западный принцип.
Такое острое нежелание обывателя (а каждый из нас хотя бы три часа в день, не считая времени, уделяемого на сон, бывает обывателем) платить и быть оплачиваемым странно только на первый взгляд. Хотя, что я говорю! Нежелание платить за то, что долгие годы привычно не стоило ничего (например, звонки с городского на мобильный) – понятно. Но если я скажу, что нерадостно отреагировали на эту новинку и сами абоненты сотовой связи, вы мне поверите? А это так! Большинство тематических комьюнити приняло государственную инициативу в штыки. Во-первых, для большинства до сих пор большая загадка, попадают ли под действие новых поправок закона сотовые телефоны с прямыми городскими номерами. Во-вторых, многие участники ожидают с одной стороны повышения стоимости исходящих, с другой – усечения тарифной линейки операторов. Далее, не исключается, что операторы, дабы минимизировать убытки, введут (и уже вводят, просто широко не афишируют) плату за соединение. И еще одно: как при такой системе будут оплачиваться звонки международные и междугородние (в первую очередь международные), когда даже между собой операторы никак не могут договориться о том, кто сколько и кому отчисляет. Иначе говоря, простому абоненту в большинстве своем выгодней, чтобы все оставалось, как есть сегодня.

В довольно интересном положении оказались не только абоненты, но и сами операторы сотовой связи. Приведу официальные цифры. По разным данным доля звонков с городских на мобильные телефоны сегодня составляет от 3 до 10%, и с каждым годом стремительно уменьшается. Доля же входящих звонков в общих доходах компаний составляет 20 - 25%. Таким образом, при доходе мобильных операторов от голосового трафика примерно в 10 млрд. долларов в год, потери от «бесплатности» городских звонков составят примерно от 300 млн. до 1 млрд. долларов, потери от всех бесплатных входящих – 1,8 - 2,25 млрд.долларов. Компенсировать эти убытки способно повышение тарифов на 3 - 4%. Однако в сложившейся конкурентной борьбе за каждого нового и лояльность старого абонента скорее всего этот шаг останется в качестве крайней меры.

А что же операторы фиксированной связи? По идее, именно в поддержку их и организована вся катавасия. Предполагается, что, получив свои бесплатные звонки с городских, абоненты сотовой связи сами будут просить перезвонить им с городского телефона (какая наивность!), в противном случае весь объем средств, которые сотовые компании раньше получали с подобных звонков, перейдет в доход «фиксированных» операторов.

Еще раз взглянем на цифры. Доля проникновения сотовой связи в регионах составляет от 74% и выше. В крупных городах тот же показатель давно уже перевалил за 100%. Иначе говоря, абсолютное большинство россиян уже является абонентами сетей сотовой связи и практически исключило из практики звонки с городского на мобильный (исключение составляют только звонки «безлимитным» абонентам). Для примера, среднестатистический житель Петербурга совершает звонки с мобильного на городской примерно 1 раз в месяц, периодичность звонков с городского на мобильный уже сегодня составляет раз в 2 месяца. Для сравнения, себестоимость выставления и предоставление счета за услуги фиксированной связи составляет 6 рублей с абонента.
Единственная категория, которая все еще активно использует городской телефон для звонков на мобильники – пенсионеры и малоимущие (которых закон таким странным образом как бы защищает). И что же получается: вместо того чтобы звонить бесплатно, эти люди будут вынуждены платить. Каким мне видится возможный последующий сценарий развития ситуации? Да очень простой: все, кто еще не стал владельцем сотового телефона, оперативно приобретут себе оный (дабы и цены и тарифы сегодня более чем бюджетны), и тип звонков «городской-мобильный» совсем исчезнет из нашей жизни. Т.е. по сути, мы приходим к западной модели, когда мобильная связь оказывается значительно выгодней и гораздо распространенней, чем фиксированная. Вот тебе бабушка и Юрьев день! Иначе говоря, предложенные условия способствуют распространению мобильной и потенциально негативно скажутся на фиксированной связи.

Однако самые же жаркие споры развернулись вокруг размера платежей за завершение вызова на мобильной сети, которые фиксированный оператор должен перечислять владельцу сотовой сети (ранее отчисления делали сотовые операторы, что, согласитесь, совсем не одно и тоже). По одному мнению, реальная рыночная цена межоператорского платежа за терминацию вызова не превышает 0,02 - 0,03 доллара за минуту, а показатель price-per-minute составляет 6,5 центов (эта цена включает весь путь: от звонящего до коммутатора сотовой компании и от коммутатора - до того, кому вызов адресован). С учетом НДС и стоимости инициации вызова тариф для конечного пользователя фиксированной сети за звонок на мобильный должен составить 7 - 8 центов за минуту. Сами же операторы считают, что стоимость услуги должна быть как минимум в полтора-два раза выше – от 11 до 16 центов (более трех рублей). Для сравнения, это выше, чем стоимость большинства междугородних звонков в рамках одного региона. Логика ценообразования проста: розничные тарифы на звонки с городских телефонов на мобильные, действующие в большинстве стран мира, в среднем колеблются в диапазоне 16 -2 5 центов за минуту.

В конечном счете, на сегодня операторы так и не пришли к единому мнению. Ожидается, что тарифы на связь «фиксированный-мобильный» будут объявлены 5 - 6 июня (оптимистичный прогноз), но не позже 20 июня (по закону абонент должен быть уведомлен об изменениях в тарифах не менее чем за 10 дней).

Памятуя о прошлых опытах законотворчества по CPP, скорее всего и в этот раз участники не успеют договориться. Может оно и к счастью.

P.S. Компании проявили редкую сознательность и согласились на щадящие ставки по этому «социально значимому» тарифу - до июля 2007 года 1,1 рубля или 4,1 цента (без НДС) за минуту разговора. С июля 2007 года ставка будет повышена до 1,35 рубля (без НДС) за минуту - именно на такой уровень первоначально рассчитывали компании. По мнению экспертов, министерство силой заставило компании ввести столь низкие и невыгодные для них тарифы. Это означает, что скоро, чтобы компенсировать потери, операторы поднимут стоимость услуг сотовой связи. (Источник: newsru.com).

Таким образом, разрушен последний барьер – Calling Party Pays пришло в Россию.






Предыдущая статья

Умные и мобильные: в ожидании стабилизации
Следующая статья

Майские соты



Высокая автономность и производительность Philips Xenium V787

Компания Philips выпустила смартфон Xenium V787 который, в отличие от других брендов, не привлекает внимание экстравагантным дизайном, но располагает двумя очень важными особенностями: высокой скоростью зарядки аккумулятора и способностью длительное время работать без подзарядки. При этом другие характеристики устройства на высоком уровне, а строгие линии дизайна привлекут поклонников из числа предпринимателей или топ-менеджеров.

Читать далее...

ASUS не сдается, и ее смартфоны эволюционируют

Последние три года можно было наблюдать любопытную картину, как отдельно взятая компания пытается войти на уже наполненный конкурентами рынок и отвоевать себе пользователей. Причем речь идет о рынке смартфонов и компании ASUS, всем известной по массе других весьма качественных устройств (комплектующих к компьютерам, ноутбукам, десктопам), но малоизвестной как производитель смартфонов.

Читать далее...

Google может дополнить программную платформу Android аппаратной, собственной разработки

По информации, оказавшейся в распоряжении сайта The Information, в недрах компании Google начался процесс организации собственного подразделения по проектированию чипов для мобильных устройств. В дальнейшем предполагается передавать разработки производителям — партнерам компании, занимающимся выпуском гаджетов для операционной системы Android.

Читать далее...

Обзор защищенного смартфона Samsung Xcover 3

Хотя данная модель гаджета от Samsung является представителем класса защищенных смартфонов, выглядит Xcover 3 достаточно элегантно, в отличие от своих кирпиче-подобных собратьев. Благодаря чему, данная модель прочного и надежного смартфона стала весьма популярна, как служебный телефон у корпоративных пользователей. А в розничных сетях этот телефона практически не встретишь.

Читать далее...

Стерильный телефон от BlackBerry

Канадский производитель смартфонов BlackBerry уже давно пытается выйти из кризиса, после того как его позиции пошатнули мобильные устройства под Android и iPhone. Для бизнес-пользователей, являвшихся основными потребителями зашифрованного смартфона, оказалось важнее другие опции. Но сделав упор на разработке программного обеспечения, компания умудрилась втрое увеличить прибыль в первом квартале этого года. Аналитиков и инвесторов это не очень впечатлило, поэтому руководство компании не устает искать оригинальные идеи, которые помогут побороть убытки и заодно отвоевать большую долю на рынке.

Читать далее...

Разговор с небом: в России разрешено пользоваться мобильными в полёте

Тем, кто не может расстаться с телефоном ни на минуту,  теперь совсем  не обязательно выключать мобильный во время полёта. Российские власти поверили, что сотовая связь не влияет на работу бортовых приборов, и разрешили разговор в небе. Заплатят за удобство и авиакомпании, которым придётся закупить  дорогостоящее оборудование, и пассажиры. В особенности пассажиры. «Заоблачные» цены будут в среднем в 150 раз отличаться от «земных». Читать далее...

Мобильное ТВ от «Билайн»: когда телевизор умещается в кармане

Смотреть по мобильному телефону телевизионные программы? Почему бы и нет. Возможность, конечно, не жизненно важная, но весьма занятная. На несколько дней в руки «Цифровика» попал Samsung P960 с поддержкой стандарта DVB-H (то есть того самого мобильного ТВ), впечатления от пользования сервисом - в нашем материале. Читать далее...

Телефон-нелегал: отличия «белого» и «серого» аппаратов.

Хотя количество цветов корпуса для мобильных телефонов практически неограниченно, поговорим мы сейчас о других, более важных «цветовых» характеристиках, которые делят все телефона на два класса - «белые» и «серые», или же официально и неофициально ввезенные. В чем разница между ними, и какие в каждом случае ждут подводные камни? Подробнее - в нашем материале.Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов