TEAC Esoteric G-0s: эзотерику нужна победа, он за ценой не постоит

Автор: Владимир Елбаев |
31 мая 2006 16:34


Джиттер. В 90-х, когда CD-проигрыватели начали выходить на хай-эндный уровень цены и технологичности, выяснилось, что кодирование при создании цифровой матрицы и квантование данных для их извлечения и воспроизведения проходит с колебаниями, неравномерностью в несколько десятков наносекунд. Этого оказалось достаточно, чтобы вызывать цифровые искажения буквально на каждой операции. Как всякие искажения, на слух они прежде всего проявлялись в «нестойкой» нечеткой фазе сигнала, однако поймать и уничтожить этих «разбойников с большой дороги» оказалось так же трудно, как легендарного героя Робин Гуда. Поскольку «разбойники» разбросаны по всей дороге (передачи сигнала) и скрыты в чаще (элементов схемы), изготовителями аудио было решено не тратить силы на то, что нельзя изменить (производство записи в студии и на АЦП), а сосредоточиться на том, что можно изменить (регламентация квантования данных на ЦАП) и мудро отличать первое от второго. С тех пор в моду вошло и стало центром внимания небольшое кварцевое устройство, располагающееся на плате поодаль от схемы ЦАП. Его назначение – отсчет импульсов, которые задают режим работы алгоритмам ЦАП. Импульсы различны для каждого формата и типа ЦАП. Дальше за генератором тактовой частоты укрепилось более простое обиходное название «часы» (калька с английского masterclock).

Конечно, изменение одного элемента повлекло другие изменения в схеме, а решение одной проблемы немедленно создало следующую. Точность работы тактового генератора (или часов) в свою очередь зависит от чистоты и стабильности получаемого питания, от степени экранирования от электромагнитных и радиочастотных полей, малейших механических вибраций, которые передаются с других элементов схемы через плату и монтаж. И, наконец, даже искоренение «джиттер-беспредела» на стадии ЦАП не могло устранить джиттер, накапливавшийся на других этапах.

Но оказалось, что есть еще более неразрешимые проблемы, и они коренятся в… самой хай-эндной сущности и конструкции такого блока. Наилучший тактовый генератор – это мощный увесистый компонент с собственным проработанным источником питания, который построен на дорогих элементах выпрямителя, фильтров и «накопителей энергии» (конденсаторов). Он должен иметь все необходимые гнезда и средства для подключения непосредственно в центр схемы – словно зонд, опущенный в кишечник. При этом он не должен вызывать «отрыжку» у схемы. Понятно, что это категорически невыполнимо с типичными hi-fi-проигрывателями на рынке, в которых декодирование, многоканальная обработка сигнала и управление заведены в универсальный чип. Здесь не только некуда подключиться, но даже нельзя заменить плату в случае ее выбраковки – плата «приращена» к считывающему механизму.

Модель тактового генератора TEAC Esoteric G-0s представляет собой именно такой агрегат. Сделан на совесть, нет слов. 19-килограммовый золотистый ящик покоится на интересных опорах, которые сочетают амортизацию и точечный контакт. Сняв крышку, обнаруживаем внутри несколько уровней и шасси с 5-мм основанием. Тороидальный (наиболее производительный и экранированный) силовой трансформатор, несколько плат, плотно усеянных чипами, резисторами и конденсаторами разнесены по своим функциональным секциям, экранированных металлическими переборками. Наиболее критический элемент, собственно генератор тактовой частоты авторской разработки на кристалле рубидия плюс вспомогательная схема, находится под отдельной крышкой и расположен непосредственно у задней стенки аппарата. Таким образом, обеспечен наиболее короткий путь передачи готового сигнала с платы на выходные гнезда, выведенные на заднюю панель. Гнезда – на разъемах типа BNC, самых лучших в индустрии по плотности контакта с разъемом провода. Такая плотность очень важна – ведь команда, подаваемая на ЦАП внешнего проигрывателя, должна быть четкой и понятной. 6 разъемов предназначены для осуществления команды по 3 каналам, то есть – на 3 разных аппарата разного типа, которые могут быть одновременно подключены к блоку часов.

В фичах описания заявлено, что часы рассчитаны на регулировку проигрывателей универсального типа, то есть SACD/DVD/CD-совместимых, чьи ЦАПы работают на 96 кГц. Для этого в часах предусмотрен канал и выход по 100 кГц.

Замечательно, но мне не удалось подключить к часам ни свой (не самый дешевый) DVD-A/CD/MP-3-проигрыватель Thomson-700E, ни более приземеленный Rolsen-570. Оказывается, что часы способны синхронизировать только проигрыватели собственной марки, снабженные собственным же стандартом Universal Clock In. И, разумеется, эти проигрыватели относятся к классу Hi-End и недалеко ушли от цены часов в 13 000 долларов (!). Как пить дать, эти проигрыватели уже снабжены похожим синхронизатором сигналов и не нуждаются во вмешательстве. Нуждаются проигрыватели как Thomson и Rolsen, но они не дождутся помощи.

Даже если б и дождались… Установив-таки связь с бортовым ЦАПом своего проигрывателя (или же с отдельным блоком) по реквизитному проводу 75-омного сопротивления и на разъемах BNC, пользователь сталкивается с новой головоломкой. Ему предлагается выбрать рабочую частоту дискретизации (сэмплирования или квантования данных) из тех, что известны науке сегодня: 44.1 кГц / 88.2 кГц / 176.4 кГц / 48 кГц / 96 кГц / 196 кГц. Признаюсь, в этом перечне меня озадачили 176 кГц, а добрую половину слушателей озадачат 88 кГц. Наконец, как прикажете понимать частоту 48 кГц, если даже среди спецов нет понимания относительно ее применения? На этой стадии опыта я отправился в компанию «Русский Стиль», в закромах которой нашелся запылившийся экземпляр универсального Scott-840. Данный проигрыватель (при цене порядка 100 долларов) любопытен не только своим аристократическим немецким происхождением, но и инженерией: воспроизведение любого аудиоформата возможно на любой из выбранных вами частот 44, 48 или 96 кГц. Как говорится в названии некоторых CD-сборников, That’s What I Call Music! Придется воспользоваться приложенной к «Скоту» таблицей как руководством по выбору частот на Esoteric. Окей, но тут оказывается, что выбор – трата времени, поскольку CD лучше звучат на 44, DVD – на 192 кГц, HDCD – на 88 кГц.

Предположим, однако, что и эту головоломку вы решили. Дальше вам надо решить, в какую сторону и насколько вы желали бы изменить заданную частоту сэмплирования. Якобы на благо слушателей саундтреков PAL-видео (а к таким относится 100% пользователей в нашей стране!), модель G-0s способна варьировать частоту сэмплирования данных в пределах 96%. Это позволяет скомпенсировать пропуск 25 кадра, который характерен для PAL-фильмов, переведенных на диск с кинопленки (практически, для всей киноклассики!). Как результат, здесь потенциально образуется легкое рассогласование между звуковой дорожкой и изображением, либо – в лучшем случае – некоторое ускорение звука с изменением его тембра. Иными словами, получается, что только обладатель Esoteric G-0s услышит на всех этих фильмах нормальный звук, а остальные – ненормальный. Однако не спешите снимать деньги со счета на «драгоценное приобретение». Дело в том, что только единицы DVD-Video-проигрывателей способны воспринимать команды такого рода с внешнего блока, то есть с модели G0s. Функция 96%-го регулирования частоты не отключаема на аудио. Это значит, что вас постоянно будет грызть сомнение: не лучше ли было вместо 48 кГц вам выбрать, скажем, 46.08? Налицо фикция: часы декларируют сумасшедшую точность регулировки параметров в 0,05% (ppm) и, с другой стороны, дают им возможность колебаться в пределах 96%!

Впрочем, и это еще не все, как любят говорить ведущие телемагазина на диване. Характеризуя подавление джиттера как 100-кратное, инженеры признают, что на рынке уже есть или теоретически возможны еще лучшие часы – например, в виде внешнего генератора референсной частоты 10 МГц. Подключение такого агрегата к G-0s почему-то предусматривается и даже рекомендуется в мануале. Сколько еще тысяч долларов хотела бы вынуть корпорация TEAC из кармана доверчивого DVD-юзера? Сколько сомнений в качестве звука хочет она посеять в безмятежной душе дилетанта? Можно представить себе сумятицу в душе, если пользователю на глаза попадется извлечение из мануала на младшую упрощенную 25-ю модель часов той же марки и из того же модельного ряда. В нем говорится, что аппарат «выдает сигналы пословной синхронизации (word clock), с помощью которых можно регенерировать выходные сигналы внешних аудио компонентов, не оборудованных соответствующими входами». Где же эта фича на флагманской модели, которая названа без обиняков «самым точным в мире тактовым генератором»?

Заключение

Тактовый генератор (часы) TEAC Esoteric G-0s практически является выносным дополнительным блоком, который обслуживает внешние ЦАПы высшей категории класса Hi-End. Как таковой, он способен вносить в их звучание (еще большую) свежесть и разнообразие – преимущественно благодаря разнообразию и вариациям регулировок. Его применение в системах вообще жестко ограничено типом коммутации и стандартами синхронизации (word clock), которые могут быть не «поняты» некоторыми другими брендами. Назначение кнопок на панели (за исключением выхода по 3 каналам А, В, С) абстрагировано и обусловлено жесткой последовательностью, что весьма затруднительно для понимания неподготовленным пользователем. К положительным аспектам относится постоянство однажды выполненной настройки, которая в паре с конкретным ЦАПом не подлежит изменению. Теоретически, на звук системы может оказывать сильное влияние и выбор сигнальных соединительных кабелей, сетевого кабеля, стабилизатора напряжения и прочий твик системы. В удачных инсталляциях такого рода часы действительно создают записи лучшие условия реализации, выраженную пространственность, высокую четкость и образность, уверенную проекцию виртуальной звуковой сцены в комнату. Особенно впечатляет эффект удачной инсталляции на качество передачи обертонов, тихих нюансов программы, которые в иных условиях могут маскироваться громкими звуками. Тем не менее, сфера применения TEAC Esoteric G-0s узко ограничена эзотерическими системами иррациональной стоимости. Практически, устройство отсечено от рынка несовершенных проигрывателей и ЦАПов, которые драматически нуждаются в перенастройке и ликвидации джиттерных искажений.

Подробнее о технических характеристиках TEAC Esoteric G-0s можно узнать здесь.




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

Акустика для DENON - комплексный подход
Следующая статья

Mark Levinson, B&K и просто Denon: на всякого мудреца довольно простоты



Высококачественные колонки Edifier S1000DB

Акустическая система Edifier S1000DB сочетает в себе самые передовые технологические решения и дизайн, и хотя официально отнесена к классу мультимедийных колонок, по своим техническим параметрам, это однозначно представитель HiFi техники. Один только вес каждой колонки и роскошная упаковка намекают, что это продукт высокого класса.

Читать далее...

Проигрыватель грампластинок Audio-Technica AT-LP5x

Японская компания Audio-Technica очень долго занималась производством звукоснимателей и различных элементов, необходимых для работы проигрывателей пластинок. Учитывая статус лидера в этой сфере и высокую репутацию у потребителей, вполне логичным выглядит решение Audio-Technica выпускать проигрыватели винила под собственным брендом.

Читать далее...

Оригинальный дизайн стереонаушников от Sonus Faber

Компания Sonus Faber выпустила модель стереофонических наушников, которые одним только дизайном выглядят как произведение искусства. Это мечта меломана, персональная акустика, которая дает отличный звук и выглядит так, что можно без стеснения появиться в любом обществе.

Читать далее...

Обзор акустики DALI Rubicon 8

Многие пользователи высокотехнологических музыкальных устройств знают и уважают продукцию скандинавских фирм за фантастическое сочетание удивительного дизайна и высокого качества звука. Напольные колонки DALI Rubicon 8 это изящная акустическая система от датского производителя Danish Audiophile Loudspeaker Industries. Назвав эту модель так символично, производитель видимо решил подчеркнуть некую границу между Hi-Fi продуктами и High-End. Данная линейка акустики позиционируется как среднее предложение, проще топовых и серьезнее бюджетных вариантов.

Читать далее...

Новый плеер HiFiMAN HM-901s

Компания Hifiman продолжает выпускать на рынок интересные модели, которые можно смело отнести к разряду флагманов. Не так давно, поклонники этого бренда могли порадоваться наушникам НЕ-1000 а теперь наконец дождалось пополнения и семейство Hi-Fi плееров. Новый HiFiMAN HM-901s, это отличный звук и прекрасный дизайн. Данное устройство является развитием предыдущего портативного плеера компании — модели HM-901. Теперь у HM-901s прочный и элегантный серебристый корпус из алюминиевого сплав, улучшенный регулятор громкости (аналоговый) и отдельное гнездо для подключения балансных наушников.

Читать далее...

Обзор проигрывателя виниловых пластинок Pro-Ject Xtension 10 Evolution

Австрийская компания Pro-Ject была основана в 1990 году и сразу сделала ставку на проигрыватели и аксессуары для классических грампластинок. Тогда во время победного наступления компакт-дисков это казалось странным, но время показало, что основатель компании был прав и по сей день Pro-Ject активно и успешно продает технику для меломанов, предпочитающих слушать винил. Среди нескольких десятков моделей виниловых проигрывателей, Pro-Ject Xtension 10 Evolution является одним из лучших представителей так называемой Классической Линии.

Читать далее...

Обзор наушников HiFiMAN HE-400i

Модель HE-400i является новинкой, выпущенной компанией HiFiMAN в прошлом году. Это представитель семейства изодинамических наушников относится к продуктам среднего ценового класса. Для отечественных потребителей данные наушники интересны еще по той причине, что среди изодинамической разновидности являются самыми доступными покупателю. Разумеется, если исключить из рассмотрения более старых представителей данной линейки наушников HiFiMAN, ведь именно их HE-400i и заменит на прилавках магазинов.

Читать далее...

Обзор Rombica Smart Cast миниатюрной USB приставки с поддержкой Miracast

Совершенствование микроэлектроники породило волну устройств, которые при своей миниатюрности способны значительно расширить функциональные возможности обычного телевизора, превратив его в мультимедиа-центр. Такие приставки по виду напоминают обычную флэшку и включаются в разъем HDMI или USB телевизора. Следует признать, что миниатюрность таких устройств, кроме низкой стоимости, оборачивается для потребителя отсутствием как-либо интерфейсов.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов