Sony CyberShot DSC-R1 – еще один вызов любительским DSLR

Автор: Михаил Ряузов |
12 мая 2006 14:36


Компания Sony продолжает удивлять фотообщественность своими прорывами в области фотоиндустрии. На этот раз речь идет о новой цифровой фотокамере Sony CyberShot DSC-R1 незеркального типа (так называемые электронные зеркалки), которую оснастили полукадровой CMOS-матрицей APS-C формата с общим разрешением 10.3 мегапикселей. До этого момента матрицы такого типа применялись исключительного в цифровых зеркальных камерах (DSLR). Кроме этого, новая модель обладает рядом интересных особенностей, широким функционалом и хорошей оптикой с возможностью пятикратного увеличения. Попробуем разобраться, насколько состоятельно сравнение R1 с любительскими зеркальными аппаратами, и в преимуществах/недостатках по отношению друг к другу.

С одной стороны, может показаться, что сравнение фотокамер, пусть и со схожими матрицами, но разных по классу, не совсем корректно. Однако для такого сравнения есть несколько предпосылок: во-первых, стоимость камеры сопоставима со стоимостью любительских DSLR-камер, а с некоторыми моделями даже равна; во-вторых, по габаритам, весу, техническим данным и функционалу также наблюдается сходство; ну и, в-третьих, позиционирование камеры как полупрофессиональной (в одном из фотожурналов на рекламной странице написано прямо: «Профессионалы отдыхают»); а также завоевание фотоаппаратом Sony DSC-R1 приза в номинации «Выбор жюри» на конкурсе «Продукт года» в рамках выставки Фотофорум-я 2006. Поэтому анализ этой, безусловно, интересной модели отчасти будет проведен на фоне сравнения с DSLR.

Матрица и разрешение

Вопреки традициям описания общего вида в начале остановлюсь на матрице R1, поскольку именно она видится самым интересным звеном в новинке и во многом благодаря ей к модели привлечено столь пристальное внимание. В последнее время в сфере цифровых технологий назрела еще одна дилемма, а точнее выбор – выбор между матрицами двух типов. Основными типами датчиков – принимающих элементов в современных цифровых фотоаппаратах являются матрицы двух технологий: CCD (Charge-Coupled Device) – устройство с поверхностно-зарядовой связью (ПЗС) и CMOS (Complementary Metal-Oxide Semi-conductor) – комплиментарный металло-оксидный полупроводник (КМОП). Не вдаваясь в подробности механизма работы того и другого метода преобразования света, остановлюсь лишь на преимуществах и недостатках обоих. Технология CMOS-матриц такова, что вокруг элемента матрицы (детектора) располагаются другие элементы, осуществляющие обработку сигнала. Это создает проблемы при производстве CMOS-датчиков высокого изображения, а также увеличивает шумы. Кроме этого такого типа матрицы имеют меньшую светочувствительность. CСD-матрицы потребляют большее количество энергии, что обостряет вопрос с питанием камеры, а также требует дополнительных узлов, вынесенных с самого чипа, для дальнейшего преобразования изображения, отсюда еще один минус – скорость работы у CCD ниже. Кроме этого, себестоимость производства ПЗС в настоящее время выше КМОП в силу широкого использования последнего в других сферах высоких технологий, а, следовательно, удешевлению оборудования. Однако ранее основными матрицами, используемыми в цифровых фотокамерах, все же были CCD. Сейчас же, после ряда усовершенствований в технологиях производства CMOS (увеличение чувствительности, программное подавление шумов, общее улучшение технологий) датчики этого типа стали выбором многих серьезных производителей фототехники. Матрицами CMOS, к примеру, оснащена вся последняя линия зеркальных камер Canon. Поэтому о былой гегемонии ПЗС-матриц сегодня речи нет – обе технологии идут параллельными курсами со своими достоинствам и недостатками. Будет ли одна технология вытеснена другой, сохранится ли паритет, или, быть может, появится альтернативный третий вариант – покажет время. В случае с объектом этого обзора – фотокамерой Sony DSC-R1 - мы имеем дело как раз с модернизированной и доработанной матрицей CMOS типа APS-C (полукадровая) с физическими размерами 21,5х14,4мм. При этом матрица с трехцветным фильтром RGB обладает весьма солидным разрешением – 10 эффективных мегапикселей (для сравнения, у топовых любительских зеркалок D70s и EOS 350D 6 и 8 млн соответственно). Такие показатели позволяют выполнять снимки большого формата, которые пригодны к выводу на печать больших плакатов – максимальный размер кадра составляет 3888х2592. Кроме этого, доступен ряд из более низких разрешений: 3264х2176, 2748х1856, 2160х1440, 1296х864. Снимки сохраняются в формате JPEG с двумя степенями сжатия или в формате RAW. Снимок, сделанный при максимальном разрешении и наивысшем качестве будет занимать на карте памяти немногим более 4мб.

Дизайн и управление камерой

Как было сказано выше, по размерам и весу R1 не уступает зеркальным камерам, а некоторые даже превосходит. При весе чуть более килограмма (с аксессуарами) ее габариты составляют 139,4х97,7х156 мм. Увесистость фототехники воспринимается по разному: одним нравится ощущение серьезного прибора в руках, то, как он ложится в руку, тяжелую камеру проще удерживать от «шевеленки»; другие же ценят компактность и легкость, комфорт при транспортировке; поэтому здесь каждый выбирает по вкусу. При этом не первый раз отмечаю интересную особенность, присущую фотокамерам Sony полупрофессиональной категории: если в других аппаратах солидных размеров основным является непосредственно сам корпус, а объектив располагается относительно него, дополняя общий вид, в случае с Sony – напротив, линия, включающая в себя узел оптики является как бы основной, а от нее уже отходят вспомогательные узлы и части корпуса. Даже на задней панели имеется полукруглый выступ по периметру объектива и скругленный правый угол, дополняющие такое впечатление. Корпус выполнен из черного пластика.

Понятие передней панели в камере фактически отсутствует: если посмотреть на камеру анфас, в глаза бросится мощная оптика объектива с нависающей над ним встроенной вспышкой рядом с лампой подсветки автофокуса в правой части и выступ рукоятки в левой. Органы управления на переднюю часть не вынесены.

На верхней панели, как это ни странно, находится ЖК-дисплей камеры. Причем в закрытом виде он настолько искусно вписан в дизайн в закрытом виде, что поначалу подумалось, что производители решили обойтись одним видоискателем. Открывается дисплей на себя, после чего его можно поворачивать в любую сторону. Также можно вернуть его в исходное положение, но уже экраном наверх – это удобно при съемке с нижних точек и в таком положении дисплей жестко закреплен. Вообще такую конструкцию поворотного дисплея следует признать удобной, расположение дисплея над камерой понравилось больше, чем сбоку от корпуса, кроме этого освободилось множество места под органы управления на задней панели. Минусом показалось отсутствие возможности откинуть дисплей на себя экраном вниз – так что съемка над головой будет немного затруднена. В правой части на плоскости рукоятки находится кнопка спуска затвора с рычажком включения/выключения вокруг и маленькая кнопка регулировки светочувствительности матрицы ISO. Здесь же расположен горячий синхроконтакт для подключения внешней вспышки.

Задняя панель включает в себя электронный видоискатель с довольно крупным резиновым наглазником и основную массу органов управления. Ниже видоискателя расположен мультиселектор – диск выбора режимов съемки, среди которых авторежим (режим зеленой камеры), программы экспозиции (ручная, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, авто) и несколько основных пользовательских установок (пейзаж, портрет, ночной пейзаж/портрет). Правее расположены два тумблера, один для переключения между режимами съемки и просмотра отснятого материала, второй переключает визирование между ЖК-экраном и видоискателем с возможностью автовыбора. Ниже в ряд располагаются кнопки выбора типа экспозамера, режима протяжки/брекетинга, приближения фрагмента, удаления фрагмента/автоспуска. Правее расположена четырехпозиционная клавиша – навипад, или джойстик для переходов по меню и передвижению по снимкам, выше – клавиша удаления снимков, она же в режиме съемки – кнопка блокировки экспозамера; ниже – кнопка входа в меню. Диск колеса настройки находится на правом краю задней панели на рукояточной части возле кнопки спуска затвора. Ниже находится тумблер переключения между картами памяти Memory Stick и Compact Flash.

Некоторая часть управления функциями вынесена на боковую левую панель камеры. Вообще, стоит отметить, что в данной модели большинство часто используемых функций назначены на внешние клавиши, благодаря чему управление стало очень удобным, сложности с меню и управлением, иногда присущие камерам Sony, здесь места не имеют. На левой части корпуса можно обнаружить: рычажок управления режимом работы фокусировки: ручной, автоматический и макро; а также клавиши управления работы встроенной вспышки и выбора режима передачи цвета – настройка баланса белого. Кроме этого, здесь находятся порты для коммутации с внешними устройствами (PC, телевизор, сетевой адаптер), скрытые под единой резиновой заглушкой.

На правой боковой части корпуса аппарата разместился слот под оба типа карт памяти, в нижней же части находится отсек под аккумулятор и металлическое гнездо для крепления к штативу.

Общий дизайн и расположение органов управления ориентированы для работы с камерой двумя руками, об этом же говорят вес и габариты камеры. Меню организовано удобно, есть русскоязычный вариант, все основные функции вынесены на отдельные кнопки на корпусе.

Объектив

В Sony DSC-R1 использован объектив Vario-Sonnar производства Carl Zeiss. Мощный светосильный (2.8-4.8) вариообъектив дает возможность пятикратного увеличения – диапазон фокусных расстояний составляет 14.3-71.5 мм (24-120 мм в 35 мм эквиваленте). Как видно из эквивалентного значения, объектив на коротком фокусе можно признать широкоугольным даже если бы использовался полный 35 мм кадр – при минимальном значении фокусного расстояния угол охвата действительно довольно широк.

Верхние фото - широкоугольное положение, нижнее - телеположение
Зуммирование осуществляется вручную, вращением кольца на объективе, трансфокатор имеет механический привод, благодаря чему увеличение/удаление происходит очень плавно, легко выбрать нужное положение; также другим кольцом на объективе осуществляется ручная фокусировка. Диаметр под фильтры составляет 67 мм, также есть возможность совмещения объектива с широкоугольными и теле-насадками.

ЖК-дисплей и видоискатель

По типу видоискателя камера относится к псевдозеркальным камерам или так называемым электронным зеркалкам. Электронный сигнал, подаваемый на видоискатель, снимается посредством электронного датчика, установленного в оптической системе объектива. Общее число точек видоискателя – 235000, поле зрения составляет практически 100%. Вторым способом наведения является ЖК-монитор (главное отличие и преимущество перед зеркальными камерами; хотя уже есть прецедент визирования по ЖК и у реальных зеркалок, пока это носит единичный экспериментальный характер). Размер TFT дисплея составляет 2 дюйма с разрешением 134000 точки. Поля зрения дисплея также близко к 100%; выбор типа визирования зависит в основном от привычки фотографа, так как существенных различий в силу одного принципа работы они не имеют. Общим же недостатком и видоискателя, и ЖК-дисплея является задержка работы, то есть отставание на некоторое время от реальности происходящего – это здорово затрудняет динамичную съемку и делает очень сложной задачей ручную фокусировку, особенно при слабом освещении. Чтобы ощутить, насколько запаздывает дисплей по отношению к реальным событиям можно, глядя в него, быстро провести рукой перед объективом и сравнить, когда это отобразится на дисплее – это также даст возможность приноровиться к работе монитора.

Функционал камеры, образцы снимков

Аппарат нельзя назвать сверхскоростным – время его включения и готовности к работе составляет около 0,7 секунд, время запаздывания затвора 0,29 секунд, с интервалом между кадрами дела обстоят похуже: в режиме JPEG это время составит порядка 2 секунд, в случае с RAW может дойти и до 10. Серийная съемка – 3 кадра в секунду, правда, на трех кадрах серия и закончится. Диапазон выдержек составляет от 30 до 1/2000с. Для длительных выдержек предусмотрен режим шумоподавления, который неплохо справляется со своей задачей. Отдельно стоит поговорить о фокусировке камеры. Хоть она и является усовершенствованной, приходится констатировать, что автофокус в системе – это самое слабое звено. (В этом же главное отличие в отрицательную область от зеркальных камер). Зачастую, при съемке портрета камера запросто могла «ухватиться» за задний план или за нижнюю часть области кадра. При слабом освещении эти проблемы, естественно, усиливались. Хорошо, что при помощи ручной фокусировки в ряде случаев можно исправить ситуацию, но, к сожалению, не всегда – в этих случаях лучше сделать несколько дублей. Точка автофокусировки выбирается вручную или автоматически, в случае ошибочной фокусировки лучше указывать точку самому.

Замер экспозиции осуществляется тремя методами: многозонным (замер ведется по всей области кадра), центровзвешенным (замер ведется по всей области, но приоритет отдается центральной области) и точечным (для случаев, когда объект съемки сильно контрастирует с остальным фоном).

Заявленное производителем расстояние, с которого возможна макросъемка, составляет 35 см. Как видно из этого показателя и, непосредственно из пробных снимков с такой фокусировкой, можно сделать вывод, что макрофотография не является основным козырем данной камеры.

Макросъемка, дальность фокусировки 40 см
Экспозиционная коррекция возможна в пределах 2 ступеней в обе стороны с шагом 1/3 EV, брекетинг по экспозиции – три снимка. Очень широк диапазон возможных чувствительностей матрицы с высокой верхней границей: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Шумы благодаря большой матрице и механизмам шумоподавлению незаметны на нижних значениях, почти незаметны и на средних; верхние же стоит использовать в случаях, не оставляющих другого выбора.

ISO 100, 200

ISO 400, 800

ISO 1600, 3200
Система не перегружена, как в любительских компактах, сюжетными режимами, есть только 4 основные сцены, зато широко представлены возможности регулировки по режимам воспроизведения цвета (всего 3 – стандартный, яркий, Adobe RGB) и настройкам яркости, контраста, насыщенности (все по три позиции). Возможны и снимки с цветовыми эффектами (чб, сепия).

Чб, сепия
Цветопередача камеры настроена неплохо, в большинстве случаев авторежим справляется с заданием точной цветопередачи, в остальных же случаях, или если все же авто придется не по вкусу, можно установить баланс белого вручную или выбрать один из вариантов предустановок: Дневной свет, Облачно, Флуоресцентный, Свет лампы накаливания, Вспышка. При съемке контрастных объектов, например на фоне снега, также лучше применять ручные или программные установки.

Баланс белого: авто, дневной свет и вручную
Очень удобной функцией в Sony DSC-R1 является возможность предварительного просмотра на ЖК-экране будущего снимка. То есть, когда вы выставили нужные параметры, на дисплей подается такое изображение, какое и будет на снимке и можно сразу увидеть ошибки по пере - недоэкспонированию или ошибки по передаче цвета. В режиме съемки доступна яркостная гистограмма, а также гистограмма по каждому из трех каналов.

Cнимки R1 имеют четкую детализацию
Качественные, насыщенные с отлично проработанной детализацией снимки портретного жанра получаются при помощи модели Sony DSC-R1. Возможность ручной регулировки диафрагмы и большая матрица предоставляют широкий выбор по варьированию глубины резкости и размытию фона.
Хорошие результаты показала ночная съемка, широкий диапазон выдержек и возможность установить высокие значения ISO предопределили способность камеры к съемке в сумерки и ночью. Образцы снимков, сделанных в вечернее и ночное время, можно посмотреть ниже.
Что касается дефектов снимков, основные слабые места любительских камер, такие как хроматические аберрации и геометрические искажения, в Sony DSC-R1 довольно успешно устранены полностью, либо в некоторых случаях сведены к минимуму (цветная кайма появлялась на снимках при ярком солнце). Про шумы уже было сказано, они умеренные. Цветопередача в большинстве случаев верная, в случае ошибок в авторежиме картинку «уводит» в холодные тона.

Вспышка

Встроенная вспышка, которой оснащена фотокамера, довольно мощная, диапазон расстояний ее использования составляет 0,5-8,5 на широком конце объектива и 0,4-5,0 в телеположении. Импульс дается довольно равномерный, нет сильных высвечиваний ближнего плана, а вот с подавлением красных глаз система справляется далеко не всегда – высота подъема вспышки над осью объектива не очень большая. Поднимается вспышка вручную или автоматически, можно выбрать один из программных режимов работы: Авто, Принудительное использование вспышки, Медленная синхронизация, Без вспышки.

Режим съемки видеороликов в системе отсутствует, что впрочем, присуще именно серьезным и дорогим камерам, основное для которых – неподвижное изображение.

Комплектация

-аккумулятор InfoLITHIUM NP-FR1,
-зарядное устройство - адаптер питания переменного тока (AC-LS5),
-кабель AV,
-кабель USB,
-плечевой ремень,
-2 компакт-диска с драйверами (драйверы USB) и программным обеспечением (Picture Package, PIXELA ImageMixer, Image Data Converter SR).

Полного заряда батареи хватает на 350-500 снимков в зависимости от характера съемок и кадров, количества просмотров и внешней температуры.

Практика показывает, что сравнение полупрофессиональных псевдозеркальных камер и DSLR, пусть даже любительских, наверное, преждевременно. По многим показателям, включая качество снимков, Sony CyberShot DSC-R1 стоит несколько ниже любительских зеркалок. Однако, на лицо качественный сдвиг в сегменте «полупрофи», в этом классе R1 в настоящее время является безусловным лидером. Для некоторых задач камера может послужить альтернативой дорогим зеркальным камерам в руках опытных фотографов, в основном при неспешной статичной съемке, домашней съемке. Для начинающих же фотолюбителей R1 станет неплохим инструментом для обучения.

Характеристики данной камеры можно найти тут.




Обсудить материал (0)



Обзор новой модели LUMIX DMC-G7

Новая модель бюджетной камеры Panasonic LUMIX DMC-G7 была выпущена спустя два года после шестой модели, и прошедшее время инженеры японской компании зря не теряли. Новая DMC-G7 обзавелась многими характеристиками (поддержка карт памяти UHS-II 3, полноценная запись видео в разрешении 4К), характерными для более дорогих аппаратов. Кроме технических характеристик, существенному улучшению подвергся дизайн фотоаппарата.

Читать далее...

Lumix GX8 — новая беззеркальная камера от Panasonic

Судя по техническим характеристикам, новая модель GX8 призвана доказать, что камеры Panasonic сильны равно и в съемке видео, и фото. В планы компании явно входит потеснить Olympus на рынке качественных снимков. Как видно из индекса GX, это представитель линейки Lumix, нацеленный на фотоснимки (уклон на видео имеют камеры Panasonic обозначенные GH). Это флагманский аппарат полупрофессионального уровня, который может использоваться и любителем фотографий и для коммерческой съемки.

Читать далее...

Обзор Lytro Illum: удивительно нестандартный фотоаппарат

Главной особенностью цифровой камеры Lytro Illum является возможность, уже после того как снимок сделан, менять его основные параметры, диафрагму и объект фокусировки. По сравнению с обычными фотоаппаратами это кажется чем-то фантастическим. За прошедшие три десятилетия цифровые фотокамеры, вытесняя своих пленочных собратьев, и конкурируя друг с другом, совершенствовались в таких параметрах, которые влияют на качество снимков.

Читать далее...

Обзор беззеркальной камеры Samsung NX1

Хотя в сфере фотоаппаратов компания Samsung к числу лидеров не относится, этот производитель занимает крепкие позиции в нескольких сегментах рынка цифровых камер, одним из которых является сфера беззеркальных цифровых фотоаппаратов. Модель Samsung NX1, описанная ниже отлично демонстрирует характерную для южнокорейского производителя «одержимость» цифрами и некоторые претензии на профессиональность, впрочем, слабо подкрепленные реальными возможностями.

Читать далее...

Обзор камеры Nikon D7200 / Фототехника
Обзор камеры Nikon D7200

Данный обзор посвящен очередному представителю известной и популярной линейки фотоаппаратов, начавшейся со знаменитой камеры D70. Новая модель Nikon D7200 построена на основе тех же элементов, что и ее предшественница D7100. Внешне, также две камеры отличить друг от друга сложно. Однако разница находится внутри камер, к существующей аппаратной базе D7100, в новой камере добавили несколько усовершенствований.

Читать далее...

Обзор цифровой камеры Panasonic Lumix DMC-LX100

Компания Panasonik пополнила новым представителем одно из самых старых семейств цифровых камер — серию LX. И хотя предыдущие компакты данного модельного ряда обладали хорошими характеристиками. По мере проникновения в этот сегмент конкурентов, Panasonik также не останавливается в развитии своей продукции. Компания решила не ограничиваться обновлением прошивки или добавлением незначительных функций, а серьезно обновила фотоаппарат, добавив к отличному объективу с высокой светосилой гораздо более крупную матрицу, сразу переведя аппарат в другой класс устройств.

Читать далее...

Обзор новой зеркальной камеры Nikon D5500

В январе компания Nikon представила новую модель D5500, это зеркалка начального уровня будет дополнять, а вовсе не заменять, вышедшие год и два года назад модели D3300 и D5300. Остается понять, какие новшества у 5500 и оправдана ли более высокая цена данной новинки.

 

Читать далее...

Фотокамера Fuji X-E1: отличный дизайн и посредственность в остальном

Пробиваясь на рынок беззеркальных камер, японский производитель Fujifilm решил сразу ориентироваться на профессионалов. Модель X-E1 стала результатом анализа ошибок допущенных в предыдущей камере X-Pro1. В итоге, получился фотоаппарат весьма стильного дизайна, но довольно запутанного управления из-за своей стилизации под пленочные камеры. 

 

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов