HD-DVD для аудио: есть смысл переждать пургу Blu-Ray

Автор: Владимир Елбаев |
31 марта 2006 18:40


В свое время DVD получил признание и распространение как компромиссный, но более практичный видео-носитель по отношению к лазердиску (LD), большие размеры и аналого-цифровая природа которого держала цену проигрывателей на слишком высоком уровне. В то же время, DVD во всех отношениях предпочтительнее видео-CD и DivX (он же MPEG-4). Хотя DivX-декодеры активно практикуются в нынешних универсальных проигрывателях, Америка уже вынесла приговор этому формату как некачественному и недостойному. «DivX мертв потому, что никому не нужен», – единодушно объявили деятели индустрии на прошедших крупных выставках в США и Германии. Таким образом, из всех перечисленных цифровых форматов, DVD – единственный выживший и даже перспективный. Его живучесть объясняется тем, что помимо убедительного разрешения на видео, DVD постоянно переманивает к себе аудиофилов, приверженцев безупречного и консервативного Hi-End-аудио. Характерно, что Sony Music открыла и закрыла качественный альтернативный формат SACD и сегодня переиздает бэк-каталог и выпускает новые аудио-альбомы в DVD-A (audio), а точнее – в виде двуслойного DualDisc, одна сторона которого представляет собой «обычный» стерео-CD, а другая – многоканальный DVD-A. Пользователь, однако, уже столкнулся с проблемкой: непредсказуемая несовместимость этих релизов с вашим плеером. Оказывается, что для DVD-слоя необходим спец-декодер (ищите его в спецификациях на ваш плеер!), а CD-слой «не видят» низшие дешевейшие «особи» проигрывателей. В общем, наступление DualDisc на рынок захлебнулось недоработками формата. Что касается «отдельных» DVD-A, то по цене 15 – 20 долларов они обозначают элитный клуб пользователей, ведь не каждый будет обзаводиться проигрывателем и коллекцией, чтоб только услышать полноценные широкополосные и динамичные 5 каналов минус изображение!

Причина востребованности DVD – высокая емкость. Пока еще ее хватает. Но поток данных в стандарте телевидения высокой четкости HDTV требует еще большей емкости. Например, на двухслойный диск емкостью 50 Гб поместится лишь 2 часа 30 минут высококачественного видео с плотностью пикселей 1080i, да и то – c неприятными эффектами сжатия. Вопрос решается просто: введением более емкого формата. Он появился в лице HD-DVD, чье название само говорит об идентичности кодеков, преемственности технологий и производств. Наиболее дальновидные изготовители декодеров, проигрывателей и ресиверов (прежде всего, Madrigal) давно уже освободили слот под модуль новой платы в своих аппаратах.

Действительно, HD-DVD использует те же микросхемы в приводах, что и DVD. Он задействует прежние алгоритмы чтения и коррекции данных. Сильные отличия касаются лишь считывающей оптической головки. Это значит – вынимаем прежний транспорт, ставим новый практически на то же место. Подключаем шлейф, настраиваем – и апгрейд проигрывателя завершен. На деле, конечно, не все так просто. Оптические болванки HD-DVD имеют тот же 12-см размер и структуру, что и DVD, то есть, записывающий слой находится посередине, между 0,6 мм слоями пластика. Но расстояние между дорожками и размер «записных» ячеек (питов) меньше вдвое, что и увеличило емкость с прежних 4,7 Гб до 15 Гб. В случае двухслойного диска – 30 Гбайт. Возможен 3-слойный диск (еще одна угроза «Тошибы»).
Другим фактором популярности DVD стал слом защиты от копирования, что дало возможность беспрепятственно (и в ужасном качестве!) тиражировать копии с оригинала. По оценке специалистов, HD-DVD обладает отличной защитой от несанкционированного копирования материала. Она известна как Advanced Access Content System (AACS). И вторая степень защиты – Self Protecting Digital Content (SPDC). Принцип ее действия заключается в том, что для каждого привода генерируется 128-битный ключ, и набор этих ключей активирует дополнительный ключ на диске. При всякой ошибке доступа система обновляется, соответствующий набор ключей попадает в черный список, а диск на таком приводе блокируется. Это и многое другое указывает: HD-DVD рассчитан на киноиндустрию, которая и оплачивает разработку. Голливуд сразу возлюбил и поддержал формат выпуском материала на дисках: Warner Brothers, New Line Cinema, Universal Studios, Paramount Pictures…

Об аудио-достоинствах и применениях перспективного формата можно лишь гадать, но из данных очевидно, что HD-DVD предначертан славный путь подвигов сородича. Колоссальное разрешение и емкость смогут реализовать многоканальное (возможно, 10.1) аудио значительно лучше, чем нынешние DVD-A. Может быть, тогда появятся альбомы и целые концерты продолжительностью в несколько часов. К этой цели нужно стремиться.

Настораживают противоречивые новости из лагеря сторонников формата. После разработки HD-DVD-совместимых ноутбуков (ударной позиции в каталоге) влиятельная Toshiba неожиданно задерживается с выпуском бытовых плееров (модели HD-XA1 и HD-A1) перспективного аудио-видео-формата. Это имеет место, когда рынок принял сам факт приоритета HD-DVD и цену 500 – 800 долларов за проигрыватель (с ожидаемым спадом цены).

Тормоз Toshiba повлек такие отсрочки среди поставщиков домашнего видео, но ничуть не смущает такие тайваньские и китайские компании бытовой электроники, как Amoi Electronics и Sichuan Changhong Electric. Они готовы заполнить рынок продуктом уже сегодня. Microsoft, Intel, грандиозная индустрия софта на безымянных фабричках – все они подозрительно скоро примкнули к HD-DVD и планируют интегрироваться. Vista, новая версия Windows, будет включать необходимый драйвер. Игровая консоль Xbox 360 будет полностью совместима с HD-DVD. NEC уже создала пишущий привод для HD-DVD, работающий на «болванках» Verbatim. Ну и неслучайно именно тайваньский консорциум AOSRC проявил наибольший интерес к формату, предложив собственный стандарт HD-DVD. Вскоре будет выпущен стандарт HD-DVD Rewritable, а консорциум DVD Forum берется стандартизовать и сертифицировать оптические носители под формат. Тенденция налицо. Многообещающий и явно аудиофильский формат HD-DVD намеренно ориентируют поначалу в сторону мультимедиа, Java-игр, офисной и деловой сферы и кино. Его перепоручают наиболее дешевым и нереспектабельным изготовителям из Юго-Восточной Азии. Ну а когда же к делу подключатся гиганты домашней индустрии развлечений и высокой верности воспроизведения? Когда можно ожидать симфонических концертов на HD-DVD? Сегодня ответ таков: после того, как нахлынет и схлынет Blu-Ray Disc. Весь цикл займет не более времени, чем авантюра с SACD. Год, максимум два.

HD-DVD был выбран как «диск следующего поколения» в ноябре 2003 года по спецификации, представленной Toshiba и NEC, и в тесной конкуренции с Blu-Ray. Сегодня прототипом плеера этого формата является Toshiba HD-A1, демонстрацию которого (по видео!) можно было наблюдать на ряде международных выставок, включая и московскую HDI-2006. Сказать что-либо определенное по этим демонстрациям трудно, но можно проштудировать сопроводительные технические данные.

Фиолетовый лазер

Пока что нам предлагают обратить внимание на конкурирующий формат. Его отличает не привычный красный, а сине-фиолетовый лазер с более короткой длиной волны 405 нм, что теоретически позволяет уплотнять данные: 27 Гб на один слой (сторону диска). Проблема формата – новые алгоритмы считывания и обработки информации, то есть полная несовместимость и бесполезность накопленного "ноу-хау", а следовательно, меньшая надежность продукта.
Достоинство – предположительно лучшее качество, большая емкость за счет изменяемой длины пита на диске, от 0,138 до 0,160 мкм. Качественные возможности формата – 9 часов видео высокой чёткости (HD) или 23 часа «обычного». Двухслойный Blu-Ray будет вмещать 50 Гб, а вездесущая Toshiba вместила на диск 4 слоя и 100 Гб. Этот «прогресс» связан с еще одним (сомнительным) достоинством формата: записывающий слой на диске близок к поверхности (на расстоянии 0,1 мм). В этом случае гипотетически уменьшается искажение лазерного луча и убыстряется отклик, что не всегда хорошо именно для цифровых аудиоданных, так как за время прохождения через пластик луч «гармонизируется» наподобие сигнала, идущего по электрическому аудио-кабелю. Проверить такой феномен очень легко: стоит нанести на обычный DVD слой прозрачного воска, и вы замечаете улучшения по звуку и никаких перемен по изображению. И еще о недостатках формата Blu-Ray: заметное нагревание привода и поиск нужного записывающего слоя. Впрочем, эти недостатки могут быть временными.

Прототип проигрывателя этого типа относится к 1996 году, а «заговорщиками» стали Phillips, Toshiba и Sony, к которым в 2002 году примкнули Hitachi, LG Electronics, Matsushita Electric, Pioneer, Samsung, Sharp, Тhomson Multimedia – и в 2003-м родилась Ассоциация BDA (Blu-Ray Disc Association), в которой своей активностью подозрительно выделилась Sony. Это характерно в разрезе корпоративной политики компании, которая взяла за правило продвигать немассовые форматы: El-Cassette, MD, Betamax, HDV, теперь BRD.

Плеер Sony BDP-S1 стартовал на январской выставке CES 2006. Он дает разрешение 1080p, отрабатывает разные форматы сжатия данных – MPEG-2, MPEG-4 AVC и VC1. Передача данных 1080 – как по HDMI, так и по специальному аналоговому интерфейсу. Плеер оборудован оптическим аудио выходом и поддерживает звук 5.1. Очевидцы сообщают о совместимости с носителями DVD, с форматом музыки MP3 и фото в JPEG. Предварительные заказы принимает on-line-магазин Sony Style, можно искать на Amazon.com и в других магазинах. В розничной продаже BDP-S1 ожидается по 1000 долларов.

Если брать в расчет аудиофилов, то наибольшую «антирекламу» для Blu-Ray составляет его игровая специализация. Аудиофил не сможет принять факт, что музыку и игры отрабатывает один и тот же формат. С точки зрения верного аудио-воспроизведения многие «удобные» функции Blu-Ray являются раздражающей и никчемной помехой и источником непредсказуемых наводок. К таким можно отнести одновременное проведение записи и считывание старых данных на диске, а также Java-приложения, интерактивное видео и рабочую связь с Интернетом, например – для скачивания титров к фильму или информации об аудио-альбоме. Blu-Ray явно идет тем «сверх-информативным» путем, который уже разонравился в МР3, где мало кто открывает справочный материал.

Sony игнорирует этот фактор «чистого аудио». Компания рассчитывает на бойкие продажи PlayStation 3, оборудованной Blu-Ray-приводом, а также подчеркивает намерение снабдить приводами десктопы VAIO RC и ориентировать их на работу с видео и графикой. Настольные VAIO дойдут до цены 2300 долларов. В комплекте поставки – «болванки» Blu-Ray по цене от 20 (BD-R) до 25 (BD-RE) долларов. Двухслойные носители будут стоить 48 и 60 соответственно. Компания намекает, что внутренний привод BWU-100A, обеспечивая запись однослойных дисков Blu-Ray со скоростью 2x за 30 минут, будет, в то же время, совместим с DVD и CD. Перезаписываемый диск BD-R позволит хранить до 25 Гб информации и будет работать на скорости 2x, обеспечивая передачу данных до 72 Мбит/сек. Защитное покрытие должно сохранить запись на 30 лет. Диск будет стоить порядка 30 долларов.

Sony Pictures Home Entertainment обещает первые фильмы к 23 мая. Но фильмы – не приоритет формата. К сожалению, в Blu-Ray аудиофильская функция «задвинута» еще дальше, а выпирает игровая и мультимедийная. Любители хорошего кино и звука смогут порадоваться прибытию Blu-Ray-плеера Samsung. Он может опередить Sony. Philips держится спокойно и выстраивает приоритеты таким образом: сборщики ПК, производители игровых комплектующих, крупнейшие голливудские киностудии, звукозаписывающие компании и разработчики игр. Новинки марки – плеер BDP9000 и пишущий привод для ПК «три в одном» TripleWriter (подключается по SATA, записывает и воспроизводит все разновидности CD/DVD-ROM, а BD-ROM записывает со скоростью 72 Мбит/сек).

Неожиданностью стал выбор «маленькой компании Pioneer» – она остановилась на Blu-Ray и создала дорогую (1800 долларов) модель Elite BDP-HD1, которая вызвала смешанные впечатления на престижной отраслевой выставке CES 2006.

Критики отметили «невыстроенность демонстрации», а также худшее качество (1080р) записи по сравнению с Toshiba, которая демонстрировалась рядом в 1080i. Речь в данном случае идет о способе развертки. В одном случае она прогрессивная, в другом – чересстрочная.

Ряд компаний колеблется в выборе и поддерживает оба перспективных HD-формата: Fujitsu Siemens, Hewlett-Packard, Microsoft и Sanyo. Не исключено, что они составят новое лобби для третьего и победоносного формата. Им может стать 3,5-дюймовый диск ёмкостью 10 Тб. Или голографический диск HVD емкостью 1000 Гб, считываемый миллионом (!) лазерных лучей со скоростью 1 Гбит в секунду. Этим занимаются CMC Magnetics, Fuji Photo Film. Известен оптический диск VMD на 20 Гб и с обычным лазером. AO-DVD имеет меньший пит и коротковолновый лазер, вмещая 800 Гб данных.

Заключение

Недовольство или разочарование в DVD очевидно. На видео уже не всегда устраивает возможный размер экрана (максимум 2 метра в длину), на аудио – агрессия и яркость звучания, не свойственная целому ряду жанров и произведений. CD в отношении аудио имеет более прочные позиции, поскольку он поддается апсэмплингу (выносу обработки данных на более высокие и дальние частоты с соответственно большей аккуратностью). HD-DVD открыт для реализации динамического диапазона звука в 200 дБ и для драматического расширения диапазона частот. От такого звука можно ожидать лучших впечатлений, так как запас качества пойдет на раскрытие нюансов, тихих обертонов музыки. Кроме того, уже есть успешный опыт по выпуску похожих DVD-A. У формата Blu-Ray нет в багаже ничего такого, кроме высоких технологий, которые еще надо исследовать. Это многообещающий игровой и архивный формат, но вряд ли – для домашних развлечений и качественного просмотра или прослушивания на очень больших и серьезных системах. Впрочем, сие лишь благие пожелания и некие прогнозы. Пока что все идет к тому, что мы будем потреблять кино на Blu-Ray, музыку на CD, а выпуск DVD пойдет на убыль. Через год-два после этого можно ожидать сворачивание Blu-Ray и действительно высококачественное аудио-видео на HD-DVD.





Alex 29 октября 2007 11:09
Предвзятость и катастрофически нелогичный подход к интерпретации озвученных фактов(к стати, зачастую еще и недостоверных).. одним словом, бред - если кто не дочитал, не стоит, пустая трата времени
PC User , Tokio 11 июля 2007 17:25
У автора статьи просто каша в голове относительно форматов оптических дисков на фоне подозрительной предвзятости к Blu-Ray в пользу HD DVD.

Обсудить материал (2)


Предыдущая статья

Цифра, файл, карта памяти, телевещание: кто не с ними, тот против них
Следующая статья

Новинки Marantz: мухи, действительно, очень отдельно



Технологии оцифровки информации, что выбрать?

Для оцифровки графических данных, пользователю предстоит выбрать один из двух вариантов, фотографирование цифровой камерой или сканирование. В действительности, методика получения цифровой копии документа или объекта одна и та же, с использованием распознавания потока света матрицей, преобразующей свет в импульсы, и сканирование фактически выросло из цифровой фотографии.

Читать далее...

Разработки компании «Техноспарк» для производства гибкой электроники

Сотрудничество российского центра нанотехнологий «Техноспарк» и крупнейших европейских технологических и научно-исследовательских центров Европы будет сосредоточенно в дочерней компании Artek Electronics и посвящено производству гибкой электроники. Созданная два года назад Artek Electronics является дочерним предприятием Троицкого центра нанотехнологий «Техноспарк».

Читать далее...

Гарнитура PlayStation VR от Sony появится в следующем году

Прошедшая в начале 2015 года презентация результатов проекта Morpheus, анонсированного весной 2014 года, четко показала, что вопросам виртуальной реальности для своей приставки PlayStation 4, компания Sony уделяет большое внимание. Японский производитель потратил большие ресурсы на разработку устройства виртуальной реальности PlayStationVR и позаботился о достаточном разнообразии игр.

Читать далее...

Сенсоры в смартфонах

Знаете ли вы про сенсоры, которые установлены в устройстве, лежащем перед вашими глазами или в кармане? Насколько умен ваш смартфон? Насколько плотно его «напичкали» самыми разными микросхемами, сколько возможностей скрыто под тонким алюминиевым корпусом, сколько денег было потрачено на разработку и за что именно вы платите, приобретая очередную новинку. Маловероятно. Как и возможности нашего мозга, большая часть того, что может ваш смартфон, остается невостребованной.

Читать далее...

Почему теперь струйным принтерам Epson не нужны картриджи

Стремясь снизить стоимость владения устройствами струйной печати своего производства и повысить экономичность аппаратов, компания Epson выпустила новую серию принтеров с инновационной системой подачи чернил.

 

Вся линейка МФУ и цветных принтеров Epson WorkForce Pro RIPS предлагает высокое качество печати, разнообразные функции и не использует, теперь уже устаревшие, традиционные картриджи. В новые модели установлены емкости для чернил значительно упрощающие и удешевляющие использование струйной печати для нужды бизнеса.

 

Читать далее...

Качество цифровой фотографии

В этой статье речь будет идти о компании FUJIFILM, которая вместе с Adobe Systems Incorporated работает над повышением качества снимков формата RAW, а если конкретней, то несжатых изображений, которые сделаны с помощью камер с матрицей EXR и X-Trans. Последняя же оснащена цветовым фильтром FUJIFILM нового типа, который в разы повышает качество изображения, а программы Adobe® Photoshop® Lightroom® 4.4 и Adobe Camera Raw 7.4, кроме того дают возможность еще эффективней бороться с муаром и заниматься корректировкой цветов на фотографиях формата RAW, которые создаются камерами X100S, X20, X-Pro1 и X-E1 с матрицей X-Trans.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов