Цифра, файл, карта памяти, телевещание: кто не с ними, тот против них

Автор: Владимир Елбаев |
13 марта 2006 17:51


Телевизионное производство переживает интересные времена: художественные программы нацелены на стандарты высокой четкости, а новостное вещание ищет наиболее рациональный цифровой формат. В обоих случаях в центре внимания вещательных компаний оказывается безленточная технология. Поставщики такого оборудования пока еще слабо отождествляют его с типом цифрового носителя – им практически все равно, на чем станут работать вещатели. Однако всем понятно, что цифровая лента, оптический диск, жесткий накопитель и карта памяти не могут быть равнозначными. У каждого носителя есть свои сильные и слабые стороны. Попробуем же выяснить, какой тип наиболее перспективен и производителен.

Начать следует с констатации простого факта. Триумф цифровой съемки, монтажа и производства на телевидении и в кино. Безленточные технологии признаны даже теми компаниями, которые не испытывают конкуренции и, казалось бы, могли бы еще работать на старых аналоговых камерах и магнитофонах. Зрители – участники опросов – тоже поддерживают цифровые носители с точки зрения качества изображения. 90% опрошенных в Италии высказались однозначно в пользу цифрового кинотеатра, 80% ярых приверженцев консервативного «ленточного» кино на линейном монтаже не смогли определить разницу и преимущества ленты по сравнению с технологией E-Cinema. Тема кино требует особого разбора, так как именно здесь и сегодня «скрестились шпаги» и коммерческие интересы разных сторон. Оказывается, что ленточное кинопроизводство имеет в нашей стране сильнейшее лобби, которое остается не у дел при массовом переходе на нелинейный монтаж, цифровую электронную технологию хранения и транспортировки.

Если говорить о телевидении, то самый новый на сегодняшний день вид носителя – карта твердотельной памяти Р2. Она меньше и проще остальных, следовательно – надежнее, дешевле по себестоимости, быстрее окупается, более удобна и механически защищена. Действительно, изготовитель карты смог дать гарантию на 8 лет, а окупается она уже через 2 – 3 года. Разумеется, этот показатель будет улучшаться с ростом объемов производства карты.

Карта вместительна и морально принадлежит к эпохе ТВЧ. Это тоже немаловажно, поскольку носители, созданные в аналоговый период истории телевидения, устарели морально. Как никакой другой носитель из перечисленных, карта составляет со съемочной камерой единый агрегат и знаменует новое поколение в телепроизводстве. Физически, карта – вечный носитель. Вместе с тем, карта вовсе не отменяет жесткий накопитель и даже ленту. Практика и логика показывают, что Р2 лучше всего работает на самом уязвимом этапе производства – на этапе съемок, там, где все остальные решения неоправданны из-за условий окружающей среды или несравнимо больших затрат на поддержание работоспособности оборудования. На этапе монтажа картам P2 тоже нет конкурентов в скорости пересылки и доступа к информации (а именно на эти дополнительные итерации расходуется время). На этапе воспроизведения в эфир целесообразно построение серверных систем, но в качестве сервера, банка данных лучше использовать сервер на жестком диске. Наконец, для нынешнего телепроизводства характерны гибкость и универсальность, которые подчинены задачам общей эффективности вещания. Это значит, что выходить в эфир можно с успехом с любого носителя, включая и перспективный диск Blue Ray, а вовсе не только с самого «престижного» или современного носителя. Разумеется, для качества передачи важен формат, тут (выходя за рамки темы) можно рекомендовать уже распространенный DVCPRO.

Здесь мы подходим, пожалуй, к главному аспекту, связанному с картой. Это оперативность вещания и, в конечном итоге – репутация и рейтинг вещателя. Каждая компания может убедиться, что переход на безленточный монтаж и производство программ оправдают затраты, какими бы тяжелыми они ни были для компании. Мало того, что карта устраняет целый ряд «лишних» перегонов как в линейном монтаже (например, с хорошо знакомой линейной парой), так и в нелинейном монтаже (т.к. нелинейная станция должна оцифровать материал для дальнейшей работы). Возрастает скорость передачи данных «пакетом» по SDI, а это второй по популярности тип вещательного оборудования. Ну а максимальный выигрыш во времени, удобстве архивации (и общую экономию средств) дает файловая система в том виде, в каком она функционирует на карте. Ведь карта превосходит оптические и жесткие диски по ширине потока передачи цифровых данных. Индексация и просмотр файлов таковы, что работу успешно освоит не самый квалифицированный редактор. Лента и оптические диски наиболее неудобны в этом отношении, поскольку предполагают смену или перезарядку носителей.

Приоритетная сфера безленточного производства – новостные программы с живым звуком, но трактовать универсальность карты можно гораздо шире. В производстве клипов и роликов она дает исключительное удобство синхронизации (с кабельным аудиоисточником в том числе). Очень удобна электронная рассылка кадров непосредственно с карты, и такие кадры могут составить анонсы в свежих выпусках прессы.

Безленточный монтаж с многопользовательским доступом возможен как в студии, так и непосредственно на месте событий. Удобство и самодостаточность карты особенно располагает к нелинейному монтажу, который (на самой камере) может включать титры и 4 аудио-канала. В студию зачастую приносится почти завершенный материал. Нет ни проявки негативов, ни перемоток, ни иных затратных операций по поиску и стыковке фрагментов. Благодаря универсальности цифровой «мастер» при необходимости без потерь переносится на любой вид носителя (худшего разрешения или надежности), включая аналоговую киноленту, DVD, жесткий диск, или непосредственно передается в эфир. Наконец, материал можно хранить на карте с гарантией качества неограниченное время и перенести на демонстрационный носитель, когда будет необходимо. Это существенный момент в экономии средств.

Далее – аспект художественного качества. Безленточное производство означает высокое промежуточное, сквозное и конечное качество программ. Если говорить конкретно о P2, то оборудованная ей камера по определению механически более стабильна, лучше защищена от помех и вибраций. При этом Р2 способна реализовать эталонное качество киногаммы, которое постоянно манит к себе телевизионщиков. Стоит напомнить, что емкость Р2 эквивалентна четырем SD-карточкам (с 4-кратным превышением по скорости передачи данных), по форме идентична PCMCIA-карте, позволяет производить десятки тысяч перезаписей без потери качества. Физические свойства карты делают ее открытой ТВЧ-стандарту и улучшают функционирование всей производственной цепи. Для лучшего понимания этой мысли можно провести параллель с музыкальной студией. Там имеет значение не только платформа, на которой смонтирована рабочая станция, но и выбор «софта», то есть того или иного программного обеспечения и конкретное качество «звуковых библиотек»… Если режим съемки позволяет, то камеру, работающую на карте, можно завести на монитор и непосредственно до передачи в эфир точнее настроить свет, «поиграть» с атмосферой и ракурсом, даже изменить текстуру и цветовое решение сцены. Камеры на P2 (в DVCPRO) точнее и избирательнее редактируют цветовой режим, фактически упрощая этап пост-продакшена. Практически исключены такие ошибки, как перенасыщенность одних цветов в ущерб другим, всевозможные расхождения и рассогласованность между действием и звуком. Словом, Р2 располагает большим «запасом качества» и тем самым сообщает новостным программам дополнительный аспект надежного вещания.

Электронный способ записи на Р2 исключает механические части и приводы с сопутствующими им шумами или произвольным отказом, а также позволяет многократную перезапись. Налицо высокие эксплуатационные качества карты по сравнению с прочими средствами, причем практически в любых неблагоприятных условиях съемки. Она неподвержена воздействию рентгеновского излучения, крайних температур, различных детекторов. Карта малогабаритна, ее просто хранить и переносить. Твердотельные камеры более портативны, чем прочие. Съемочные бригады, как правило, захватывают с собой существенно меньше света, чем обычно. Это способствует маневренности и быстроте разворачивания бригад на объекте. Отпадает необходимость в резервном питании, громоздком освещении и запасе носителей. Система в целом становится меньше, легче и производительнее.
Карта отлично интегрируется в безленточное производство, а оно, в свою очередь, улучшает работу современных ИТ-структур. Материалы монтажного и вещательного качества доставляются через IP-коммуникации. С приходом карты в сферу укоренилась практика, когда корреспондент монтирует материал (даже в полевых условиях) и передает его вещателю по WiFi или спутниковому телефону Immarsat. Справедливости ради снова отметим преимущества цифрового производства вообще: оснащенная интерфейсами и режимами дека вещает полученный материал незамедлительно, без его обработок. Также возможна передача файлов с персональных компьютеров (после чего карта немедленно может быть перезаписана).

В качестве мобильной нелинейной монтажной системы по Р2 компания Panasonic поставляет GUI и PCMCIA-оборудованный ноутбук Toughbook, названный так по своим высоким эксплуатационным качествам и общей механической защищенности. Ноутбук осуществляет прямой монтаж данных с карты памяти с одновременным копированием на (съемный) жесткий диск и включает необходимые функции (редактор титров, опционный аудио фейдер, покадровый просмотр). Он особенно эффективен в оперативном выпуске новостных репортажей.

Р2 – это прежде всего универсальность и мультиформат, то есть совместимость со всем семейством DVCPRO (DV, DVCPRO 50 и DVCPRO HD). Телекомпании, поработавшие, в частности, с камерой AJ-SPX800E, высоко оценивают твердотельную флеш-память как «концентрацию всех черт цифровой записывающей среды» и единодушно называют карту Р2 «ключевой технологией цифровых систем, импульсом к развитию новостийных технологий».

Карта Р2 своим появлением в индустрии стимулирует ее перевооружение, поиск законченного технологического решения с целью реализовать исчерпывающее качество. Это можно назвать и здоровой состязательностью между кинокомпаниями и телевещателями. Становятся очевидны надежность цифрового способа хранения, монтажа в реальном времени и безленточного (беcформатного) производства телесериалов, документалистики, роликов. Особенно выигрывает прием и выпуск «с колес» корреспондентских репортажей, новостей в прямом эфире. Высокая производительность такого оборудования заставляет компании реорганизовать весь комплекс или создавать более мощные базы серверов. Техническое перевооружение на НТВ, в частности, произошло на базе платформы VIDI Media Modular класса Media Asset Management с целью улучшить прохождение, обработку и архивацию материалов. При этом задействуется несколько нелинейных монтажных станций, высокомасштабируемая файловая система и интегрированное кластерное решение на базе четырех IBM-серверов архитектуры третьего поколения с процессорами Intel Xeon DP и хранилищем DS 4400 объемом 4 Tб, а с мест материал поступает по IP-сетям одновременного доступа всей серверной группы. Представители компании отмечают повышение производительности, готовности, управляемости и гибкости системы после этого перевооружения.

Вещатели, уже работающие в формате DVCPRO, могут на этих примерах убедиться в выгодности сетевого серверного хранения информации.

Безленточное производство – передовая кластерная конфигурация, которая, в принципе, минимизирует простои оборудования, ускоряет сдачу материалов, а следовательно – снижает расходы (по транспортировке материалов и энергопотреблению) в несколько раз. Такие отчеты уже опубликованы пользователями. Они констатируют, что «по цене одной камеры фактически приобретаются две, работающие на P2 карте». В смысле популярности нового носителя еще показательнее факт спроса на карту, который по всему миру сегодня заметно опережает объем поставок и пока что удерживает относительно высокую цену на носитель. И при этом компании признают, что затраты на перевооружение и на носители у них окупаются через 2 года эксплуатации.

Конкретные вопросы технического перевооружения каждая компания, каждый вещатель решает по-своему. Характерно, что блиц-опрос телекомпаний свидетельствует о всеобщем интересе к безленточному производству вообще и к карте Р2 в частности. Компании высказывают лишь одно пожелание: карта должна поставляться в больших объемах, так как мировой спрос на нее растет, и Россия не желает оставаться в стороне от «столбовой дороги» прогресса.




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

Битва консолей
Следующая статья

HD-DVD для аудио: есть смысл переждать пургу Blu-Ray



Технологии оцифровки информации, что выбрать?

Для оцифровки графических данных, пользователю предстоит выбрать один из двух вариантов, фотографирование цифровой камерой или сканирование. В действительности, методика получения цифровой копии документа или объекта одна и та же, с использованием распознавания потока света матрицей, преобразующей свет в импульсы, и сканирование фактически выросло из цифровой фотографии.

Читать далее...

Разработки компании «Техноспарк» для производства гибкой электроники

Сотрудничество российского центра нанотехнологий «Техноспарк» и крупнейших европейских технологических и научно-исследовательских центров Европы будет сосредоточенно в дочерней компании Artek Electronics и посвящено производству гибкой электроники. Созданная два года назад Artek Electronics является дочерним предприятием Троицкого центра нанотехнологий «Техноспарк».

Читать далее...

Гарнитура PlayStation VR от Sony появится в следующем году

Прошедшая в начале 2015 года презентация результатов проекта Morpheus, анонсированного весной 2014 года, четко показала, что вопросам виртуальной реальности для своей приставки PlayStation 4, компания Sony уделяет большое внимание. Японский производитель потратил большие ресурсы на разработку устройства виртуальной реальности PlayStationVR и позаботился о достаточном разнообразии игр.

Читать далее...

Сенсоры в смартфонах

Знаете ли вы про сенсоры, которые установлены в устройстве, лежащем перед вашими глазами или в кармане? Насколько умен ваш смартфон? Насколько плотно его «напичкали» самыми разными микросхемами, сколько возможностей скрыто под тонким алюминиевым корпусом, сколько денег было потрачено на разработку и за что именно вы платите, приобретая очередную новинку. Маловероятно. Как и возможности нашего мозга, большая часть того, что может ваш смартфон, остается невостребованной.

Читать далее...

Почему теперь струйным принтерам Epson не нужны картриджи

Стремясь снизить стоимость владения устройствами струйной печати своего производства и повысить экономичность аппаратов, компания Epson выпустила новую серию принтеров с инновационной системой подачи чернил.

 

Вся линейка МФУ и цветных принтеров Epson WorkForce Pro RIPS предлагает высокое качество печати, разнообразные функции и не использует, теперь уже устаревшие, традиционные картриджи. В новые модели установлены емкости для чернил значительно упрощающие и удешевляющие использование струйной печати для нужды бизнеса.

 

Читать далее...

Качество цифровой фотографии

В этой статье речь будет идти о компании FUJIFILM, которая вместе с Adobe Systems Incorporated работает над повышением качества снимков формата RAW, а если конкретней, то несжатых изображений, которые сделаны с помощью камер с матрицей EXR и X-Trans. Последняя же оснащена цветовым фильтром FUJIFILM нового типа, который в разы повышает качество изображения, а программы Adobe® Photoshop® Lightroom® 4.4 и Adobe Camera Raw 7.4, кроме того дают возможность еще эффективней бороться с муаром и заниматься корректировкой цветов на фотографиях формата RAW, которые создаются камерами X100S, X20, X-Pro1 и X-E1 с матрицей X-Trans.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов