Рынок умных телефонов

Автор: Наталья Бокарева |
20 февраля 2006 13:17


В большинстве стран Европы уже сейчас операторы мобильной связи при подключении предлагают абонентам именно коммуникаторы и смартфоны, а зачастую выпускают их под собственными торговыми марками. Делается это потому, что данные устройства наиболее полно удовлетворяют потребности «мобильных» абонентов.
Споры о том, разделять или нет рынок коммуникаторов и смартфонов, не утихают до сих пор. Не лучшим образом обстоит дело и с определением что есть коммуникатор и что есть смартфон. Традиционно в основу разделения ставят функциональную базу устройства. Если это телефония, дополненная различными компьютерными приложениями, то речь идет о смартфоне. Если же мы имеем дело с миниатюрным компьютером, оснащенным функциями мобильной связи, такой продукт является коммуникатором. Однако в последнее время это различие постепенно нивелируется. Компьютерные приложения в смартфонах и функция мобильной связи в коммуникаторах постепенно получают все большие преференции, а значит, недалеко то время, когда различия между этими группами товаров сотрутся, и почва для дальнейших споров исчезнет. Но пока этого не произошло, есть смысл придерживаться традиционного разделения.

Первые модели коммуникаторов (смарфонов?) появились в середине 1990-х. Наиболее заметной была Nokia 9000 – устройство, весившее чуть меньше полкило и совмещавшее возможности телефона и электронной записной книжки. Покупателями дорогой (более $1000) игрушки были, в основном, состоятельные люди, желающие подчеркнуть высокий социальный статус.
Значительное время после того для смартфонов и коммуникаторов стало периодом вялотекущего развития. Настоящий интерес к этим устройствам рынок проявил три года назад, и сегодня эти два сегмента переживают невероятное развитие. Смарфоны за короткое время эволюционирует от нишевого продукта для избранных к массовому изделию. Схожий процесс наблюдается и в сегменте коммуникаторов, правда, с меньшим ажиотажем. С чем это связано?

Рынок смартфонов – традиционно «сотовый», большинство его участников пришли с рынка мобильной связи, где небольшая маржа и большие объемы - норма. Скорость обновления модельных рядов высока, выпуск новых моделей происходит практически непрерывно. Поэтому стремительное развитие сектора смартфонов связано не столько с интересом потребителей, сколько с естественными процессами смены модельных рядов у изготовителей сотовых телефонов. А так как, по сути, производители исчерпали возможности наращивания мощности телефонов в рамках традиционных платформ еще год-полтора назад, они были вынуждены обратиться к наработкам смартфонов. В итоге с недавнего времени в сегменте телефонов high-end начали появляться именно смартфоны. Неудивительно, что успех и популярность смартфонов напрямую связаны с каналом распространения этих устройств – сетями продаж сотовых телефонов. Все это сопровождается «агрессивной» рекламой сотовых вендоров на фоне практически отсутствующей (в России) рекламы КПК и коммуникаторов. Учитывая объемы рынка сотовой связи (по разным оценкам, около 5 - 6 млн. шт. в квартал), доля в 0,4% выглядит абсолютно естественно.
Модельный ряд коммуникаторов обновляется с невысокой (относительно сектора сотовых телефонов) частотой (новые модели у большинства вендоров появляются в лучшем случае дважды в год). Традиционным каналом распространения для подобных устройств по-прежнему остаются магазины компьютерной техники. Вкупе с практически отсутствующей рекламой устройств все эти факторы привели к тому, что уровень распространения коммуникаторов сегодня существенно ниже, чем смартфонов.

В действительности сегодня потребительские аудитории смартфонов и коммуникаторов пересекаются мало. Большинство покупателей смартфонов - клиенты сотовых салонов, причем зачастую никогда не бывшие владельцами КПК. Для них это имиджевая покупка продвинутого телефона и не более того.

Однако в последнее время наблюдается ощутимое изменение каналов распространения коммуникаторов в пользу магазинов сотовой связи, а значит, можно ожидать увеличение доли коммуникаторов в общем объеме рынка.
Еще одна общемировая тенденция: «умные» телефоны упали в цене, сейчас смартфон можно купить меньше чем за $200, коммуникатор – за $400. В России эти цифры несколько выше и составляют $450 и $600 соответственно. Многие аналитики считают, что настоящий прорыв на российском рынке случится тогда, когда цена на смартфоны опустится до $300 и ниже, и с этого момента смартфон начнет постепенно вытеснять традиционные сотовые телефоны.
Существенным фактором развития рынка стало развитие неголосовых сервисов. Производители телефонов активно стимулируют независимых разработчиков ПО создавать все новые и новые развлекательные и деловые приложения. Все это уже сейчас превратило «умные» телефоны из «дорогой игрушки» в действительно полезное устройство.

Существенное влияние на рынок оказывают новые технологии беспроводной связи Wi-Fi и WiMax. Эти технологии позволяют человеку с помощью устройства с соответствующим модулем получать доступ к высокоскоростному беспроводному Интернету, находясь в нескольких десятках метров от точки доступа (хот-спота). Аналитики прогнозируют, что эти технологии «подвинут» сотовую связь на позицию вспомогательного вида связи. Владелец телефона, поддерживающего Wi-Fi, имеет существенно более дешевый и быстрый по сравнению с GPRS и другими видами связи доступ в Интернет. Если ему нужна голосовая связь, он звонит по технологии «VoIP через Wi-Fi», при которой голос передается в виде IP-пакетов, что в разы дешевле обычной сотовой связи. Когда же человек выходит из зоны действия хот-спота, телефон автоматически подключается к сетям GSM или UMTS. Однако участники рынка не противопоставляют одну технологию другой. Данные стандарты выполняют абсолютно разные задачи. Wi-Fi предназначен для получения беспроводного доступа в Интернет, а сама зона действия хот-спота не превышает 120 метров, в то время как стандарт GSM изначально был предназначен для голосовой связи. Таким образом, противостояния нет, стандарты предназначены для разных целей.

По итогам 2005 года, рост рынка смартфонов в РФ превысит 70% по сравнению с 2004 годом. Тенденций к снижению роста нет. Более того, участники рынка ожидают удвоение числа продаж уже в этом году.
Если попытаться спрогнозировать развитие мобильного сегмента в среднесрочной перспективе, то с большой вероятностью мы увидим картину нарастающей конкуренции в смежных сегментах. Так, традиционные КПК попытаются отвоевать небольшую долю у рынка сверхкомпактных ноутбуков. Уже сегодня в данной области происходят очень интересные процессы взаимного проникновения. Смартфоны вступят в ожесточенную борьбу с традиционными сотовыми телефонами и отчасти попытаются отвоевать ряд ниш у традиционных КПК и коммуникаторов. Полное вытеснение карманных компьютеров представляется маловероятным и еще и по той причине, что с точки зрения технических характеристик у смартфонов, как отмечалось, есть несколько существенных недостатков, из них основной - небольшой экран. Коммуникаторы начнут вытеснять традиционные КПК.

В России же, где даже проникновение настольных ПК еще невелико (от 10 до 30%), каждый займет свою нишу. Повторяя мировую практику, смартфоны продолжат экспансию на рынок традиционных мобильных телефонов в крупных городах. На периферии, скорее всего, острого противостояния не случится еще два-три года. Аналогично поведет себя рынок коммуникаторов по отношению к традиционным КПК. И скорее всего, ввиду изначально неразвитого рынка компактных ПК, именно повышенный интерес к коммуникаторам, подогреваемый рекламой и политикой сотового ритейла, станет своеобразным катализатором, провоцирующим интерес новых пользователей к КПК. Вот такой вот парадокс.




Обсудить материал (0)





Высокая автономность и производительность Philips Xenium V787

Компания Philips выпустила смартфон Xenium V787 который, в отличие от других брендов, не привлекает внимание экстравагантным дизайном, но располагает двумя очень важными особенностями: высокой скоростью зарядки аккумулятора и способностью длительное время работать без подзарядки. При этом другие характеристики устройства на высоком уровне, а строгие линии дизайна привлекут поклонников из числа предпринимателей или топ-менеджеров.

Читать далее...

ASUS не сдается, и ее смартфоны эволюционируют

Последние три года можно было наблюдать любопытную картину, как отдельно взятая компания пытается войти на уже наполненный конкурентами рынок и отвоевать себе пользователей. Причем речь идет о рынке смартфонов и компании ASUS, всем известной по массе других весьма качественных устройств (комплектующих к компьютерам, ноутбукам, десктопам), но малоизвестной как производитель смартфонов.

Читать далее...

Google может дополнить программную платформу Android аппаратной, собственной разработки

По информации, оказавшейся в распоряжении сайта The Information, в недрах компании Google начался процесс организации собственного подразделения по проектированию чипов для мобильных устройств. В дальнейшем предполагается передавать разработки производителям — партнерам компании, занимающимся выпуском гаджетов для операционной системы Android.

Читать далее...

Обзор защищенного смартфона Samsung Xcover 3

Хотя данная модель гаджета от Samsung является представителем класса защищенных смартфонов, выглядит Xcover 3 достаточно элегантно, в отличие от своих кирпиче-подобных собратьев. Благодаря чему, данная модель прочного и надежного смартфона стала весьма популярна, как служебный телефон у корпоративных пользователей. А в розничных сетях этот телефона практически не встретишь.

Читать далее...

Стерильный телефон от BlackBerry

Канадский производитель смартфонов BlackBerry уже давно пытается выйти из кризиса, после того как его позиции пошатнули мобильные устройства под Android и iPhone. Для бизнес-пользователей, являвшихся основными потребителями зашифрованного смартфона, оказалось важнее другие опции. Но сделав упор на разработке программного обеспечения, компания умудрилась втрое увеличить прибыль в первом квартале этого года. Аналитиков и инвесторов это не очень впечатлило, поэтому руководство компании не устает искать оригинальные идеи, которые помогут побороть убытки и заодно отвоевать большую долю на рынке.

Читать далее...

Разговор с небом: в России разрешено пользоваться мобильными в полёте

Тем, кто не может расстаться с телефоном ни на минуту,  теперь совсем  не обязательно выключать мобильный во время полёта. Российские власти поверили, что сотовая связь не влияет на работу бортовых приборов, и разрешили разговор в небе. Заплатят за удобство и авиакомпании, которым придётся закупить  дорогостоящее оборудование, и пассажиры. В особенности пассажиры. «Заоблачные» цены будут в среднем в 150 раз отличаться от «земных». Читать далее...

Мобильное ТВ от «Билайн»: когда телевизор умещается в кармане

Смотреть по мобильному телефону телевизионные программы? Почему бы и нет. Возможность, конечно, не жизненно важная, но весьма занятная. На несколько дней в руки «Цифровика» попал Samsung P960 с поддержкой стандарта DVB-H (то есть того самого мобильного ТВ), впечатления от пользования сервисом - в нашем материале. Читать далее...

Телефон-нелегал: отличия «белого» и «серого» аппаратов.

Хотя количество цветов корпуса для мобильных телефонов практически неограниченно, поговорим мы сейчас о других, более важных «цветовых» характеристиках, которые делят все телефона на два класса - «белые» и «серые», или же официально и неофициально ввезенные. В чем разница между ними, и какие в каждом случае ждут подводные камни? Подробнее - в нашем материале.Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов