Фоторынок: один уходит – другой остается

Автор: Наталья Бокарева |
26 января 2006 13:07


Вот уже три года как в России совершается цифровая эволюция. Процесс этот необратим и, на первый взгляд, протекает «гладко». Однако итоги минувшего и события первого месяца текущего года заставляют игроков фоторынка отчасти пересмотреть собственные стратегии ведения бизнеса и еще раз сверить прогнозы развития отрасли в целом и на территории РФ в частности.

На днях японская Konica Minolta Holdings заявила о полном выходе с рынка фотографии. Частичным преемником фотогиганта станет корпорации Sony, в марте следующего года вступающая в права наследования бизнеса цифровых однолинзовых зеркальных камер (SLR).

В июле Sony и Konica Minolta заявили о намерении совместно разрабатывать однолинзовые зеркальные камеры. И уже в ноябре Konica Minolta сообщила о предполагаемом чистом убытке в $407,9 млн. за финансовый год. В баланс так же включены расходы в 90 млрд. иен на реструктуризацию. Как говорится в официальном пресс-релизе компании, производство цифровых камер завершится в конце марта 2006 года, выпуск фотобумаги и пленки будет прекращен в марте 2007 года, снижение производства будет сопровождаться сокращением штата сотрудников (по предварительным расчетам, работы лишатся более 10% трудового коллектива – около 3,7 тыс. человек).

За неделю до этого другой известный производитель – компания Nikon – сделала заявление о сворачивания производства пленочных фотоаппаратов. Многими экспертами данный поступок был назван закономерным и логичным с точки зрения рынка: традиционная фотография становится бесперспективной, и при современном уровне развития технологий у нее практически не остается преимуществ перед «цифрой». Двумя и полутора годами ранее на такой же шаг отважились Eastman Kodak и Pentax. Kodak озвучил планы о полном прекращении продаж пленочных камер на рынках США, Канады и Западной Европы, единственным исключением стали одноразовые фотоаппараты, которые Kodak по-прежнему продает в западных странах. Pentax поступил еще более кардинально и прекратил производство как компактных, так и зеркальных аналоговых камер, оставив из всей линейки производство исключительно профессиональной среднеформатной фототехники. Причины и тогда и сейчас называются одни: активный рост сегмента цифровой фототехники и снижение интереса к аналоговой непрофессиональной аппаратуре.

А что же Konica Minolta? Компания собирается осуществить переход в более выгодные отрасли рынка — цветные офисные копиры, материалы для ЖК-дисплеев, разработки в сфере оптики и медицины, что, согласитесь, выглядит уже не просто как отказ от неприбыльных активов, а от всего бизнеса в целом, включая сегмент цифровых фотокамер, и это серьезный звоночек.

Давайте попробуем оценить мотивы компании, подвигшие ее на это шаг. Как и в любой задаче с несколькими неизвестными, здесь, очевидно, есть как минимум две группы факторов: внешние и внутренние. Очень быстро пробежимся по заявленным внутренним мотивам. Итак:

- убытки. В данном случае речь идет, повторимся, о $407,9 млн. предполагаемого чистого убытка;
- страх проиграть в обострившейся конкуренции на рынке фотографического оборудования. "В нынешний век цифровых фотоаппаратов даже при нашем обладании технологиями высочайшего уровня в области оптического, механического и электронного оборудования стало непросто своевременно выпускать конкурентоспособные товары", - говорится в заявлении компании.

Что ж, мотивы честны и понятны. Невероятно другое – слышать такие признания из уст одной из крупнейших фотокомпаний. Насколько своевременным и продуманным был этот шаг и не стоит ли за этим что-то более серьезное, чем простой набор внутренних трудностей отдельно взятого – и выбывшего – игрока? Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения реалий рынка.

«Спрос на цифровую технику сейчас гораздо выше спроса на технику пленочную» - логично, хотя и не совсем понятно. Тонкая ирония данного высказывания в том и заключается, что пленочная техника является альтернативой «цифре», и наоборот, - и других альтернатив нет. То есть, если предположить, что у покупателя выбор «или – или», а само предельное число самих покупателей, в общем-то, и в теории, и на практике ограничено пределом насыщения рынка, и предел этот в большинстве развитых стран практически достигнут, то и сам традиционный рынок цифровых фотокамер близок к достижению максимума. А затем все – стагнация и депрессия, что, собственно, и наблюдается сейчас на развитых рынках: рост спроса прекратился еще в 2004 г., а за последний год продажи даже уменьшились.

В подобной ситуации, как советуют некоторые учебники по маркетингу, возродить былой интерес способно качественно новое предложение. По-видимому, производители камер использовали этот совет слишком рьяно, буквально обрушивая на рынок все новые, качественно лучшие и прочие технологии, от которых у покупателей должен был начаться зуд в руках и почесывание в районе кошелька. Чтобы не быть голословными, приведем небольшую цитату годичной давности. Итак:

- «Камеры с мегапиксельными матрицами практически ушли в прошлое». О, да! Сегодня таким предложением можно разве что очень здорово насмешить покупателя. Подобным камерам место в историческом музее.

- «Точнее, эти фото-модули «переквалифицировались» на работу в мобильных телефонах. Более того, в «камерофонах» сейчас используются трех-, пяти- и даже семимегапиксельные матрицы, а скоро появятся и 11-мегапиксельные». Боюсь, что мегапиксельный модуль в современном мобильном телефоне – это такой же атавизм, как и одномегапиксельная фотокамера, уж лучше совсем без него. 3-мегапиксельные модули – это нынешний день. А вот по поводу всего остального могу лишь привести в пример передовую Японию, где все это уже реальность, однако сами японцы отчего-то предпочитают использовать подобные «камерофоны» в качестве телефона, а не фотоаппарата. Т.е. было бы неплохо, вот только зачем?

- «Следующая группа аппаратов – аппараты с 2-3 Мпикс матрицами, тоже практически выбита с рынка». Не практически, а намертво – подобным аппаратам нет места на скамье запасных.

- «В группе камер с разрешением от 4 до 6 Мпикс есть четкое деление: существуют аппараты «с одной кнопкой», и аппараты с полным управлением. Камеры с одной кнопкой, пожалуй, имеют смысл только в одном случае – если они относятся к престижному компактному классу». К сожалению или к счастью, но превалирующее большинство аппаратов такого класса относятся к классу компактных, а сама компактность сегодня это уже не престиж, это норма.

- «Более серьезная группа камер – полупрофессиональные аппараты: такие, которые можно использовать для зарабатывания денег. Они, так же как и профессиональные камеры, имеют возможность подключения внешних вспышек, дополнительных блоков питания, управляющих рукояток и других аксессуаров. «Полупрофи» достаточно жестко ориентированы на свою нишу, в которой они обеспечивают максимальное качество». И вот тут – внимание! – начинается самое интересное, а именно - смещение приоритетов. В общем-то, не секрет, что полупрофессиональные камеры годичной давности едва отличимы от нового поколения камер «для продвинутых любителей». Для последних предлагается тот же набор аксессуаров плюс занятный функционал автоматических настроек, который одним движением руки превращает подобную камеру в любительскую, только в более солидном, полупрофессиональном корпусе.

- «В студии листовая и широкая пленка будут существовать вместе с цифровыми задниками». Уже существует.

- «Объем продаж цифровой фототехники в России в 2006г. уменьшится. Причина – высокая цена на саму цифровую фототехнику и пост-обработку, хранение и печать фотографий; более низкое (в среднем) качество конечного результата в сравнении с пленочной техникой». Пройдено! Уже сегодня печать с «цифры» и с пленки сравнялась, а в некоторых предложениях «пленка» уже стоит дороже. И с каждым днем таких предложений на рынке появляется все больше и больше. То же самое можно сказать и о домашней печати: за последний год рынок сделал серьезный рывок в сторону ее удешевления.

Итог всего вышесказанного. Да, за последний год рынок действительно далеко шагнул по пути технического прогресса: сегодня даже в простых 6-мегапиксельных (!) фотокамерах есть весь набор от стабилизатора изображения до суперкомпактного корпуса: слайды, рамочки, диктофон, будильник, и даже (пока редкость и все же) - телефон! Как в старом бородатом анекдоте «Ну и что во что будем встраивать?» И все это за вполне приемлемую цену – не выше $450.

Представители компаний-производителей в кулуарах поговаривают, что в принципе можно, конечно, и корпус сделать поменьше и матрицу побольше, да только зачем? Иначе говоря, современный фотоаппарат по всем своим характеристикам уже вплотную приблизился к той черте, за которой любое улучшение идет во вред удобству пользователя. Так, для любительской фотокамеры пределом называют 8-мегапикселей, для профессиональной – 20-мегапикселей. А все остальное излишний, ничем не оправданный «понт» и вкусовщина, не рассчитанная на массового покупателя.

На самый крайний случай, все те же пресловутые учебники по маркетингу рекомендуют заняться ценовой конкуренцией. Но и тут, как мы видим, ситуация патовая: повышать – вроде как отваживать избалованного предложением покупателя; а снижать – значит балансировать на грани рентабельности. Вот и выходит, что ценовая сегментация рынка сегодня уже устоялась и при этом вполне устраивает потребителя, который, как известно, год от года не только богатеет, но и выбирает не из сомнительной выгоды «на пять баксов дешевле», а из собственных предпочтений, а вернее сказать, привычек.

И напоследок, вкратце об специфических особенностях российского рынка. Почему-то считается, что наша страна традиционно отстает в своем развитии фотопотребления на два-три года от мировых техногенных держав. Но вот только так ли это?

Действительно, если совсем уж упрощать, то отечественный рынок - это гремучая смесь развитого, я бы даже сказала передового, рынка (например, США) с культурой потребления какой-нибудь крайне бедной африканской страны: есть столицы, есть глубинка, и между ними – пропасть. Но вот, как ни крути, превалируют в потреблении все-таки крупные города и по объемам, и по культуре, и по запросам, а стало быть, нет здесь никакого отставания ни на два, ни на три года. С регионами все обстоит несколько сложней: здесь действительно нет существенного спроса на «цифровые» модели, но и предложения – стоит отдать должное – практически тоже нет. И в данном конкретном случае отставание составляет ни два и ни три года, а около пяти лет. В принципе, насильственная смерть пленочной технологии, инициированная ведущими игроками, должна бы разбудить «русского медведя», да только – вот незадача! – в ходу здесь совсем иные «неопознанные герои» мировой фотоиндустрии. Конечно, и здесь есть состоятельные люди. Но каков их процент и скажется ли он на развитии потребления «цифры» в регионах? Вопрос риторический. Вот и получается ситуация: низы не могут, верхи – не хотят; сверху – скука смертная, снизу – тьма египетская.

Когда-то давно старший товарищ сказал мне: «Всегда рассматривай ситуацию с позиции пессимиста, потому что даже простейшая кривая жизненного цикла товара – это пессимизм в чистом виде». Впрочем, больших изменений на рынке с уходом Konica Minolta аналитики не ожидают. По данным IDС, доля компании на мировом рынке цифровых фотокамер составляла лишь 2-3%. А, как известно, свято место пусто не бывает.




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

JVC: что мы увидели в этом году



Коллективная безопасность может стать новым направлением корпоративных услуг

Серия терактов во Франции в прошлом году всколыхнула весь мир, и их последствия будут проявлять себя еще долго и в разных сферах. Одним из очевидных выводов из тех событий для ИТ-специалиста является отсутствие у телекоммуникационных компаний каких-либо решений, регламентов действий в подобных ситуациях, когда, в случае теракта, массовых беспорядков или природных катаклизмов нужно доносить информацию до большого количества людей.

Читать далее...

Приобретение SanDisk: что выиграет Western Digital

Громкая сделка на рынке хранения данных произошла в этом месяце. Знаменитый производитель жестких дисков и накопителей других типов, компания Western Digital прибрела SanDisk, разработчика и поставщика носителей информации и микросхем для флеш-памяти. В ходе сделки, размер которой составит 19 миллиардов долларов, Western Digital оплатит свою покупку как наличными деньгами, так и акциями.

Читать далее...

Jolla — ренегаты Nokia продолжают развивать Sailfish OS

Финская компания Jolla, основанная группой бывших сотрудников Nokia продолжает развивать наследника проектов Mer, MeeGo и Maemo, операционную систему Sailfish и продвигать портативные устройства под управлением этой ОС. Год назад они представили смартфон Jolla, а теперь объявили о приеме заказов на планшет Jolla Tablet. Хотя  в чем-то данный планшет напоминает Nokia N1 и iPad mini, финские инженеры пошли своим путем и это четко видно по интерфейсу устройства с оригинальной, основанной на Linux, операционной системой Sailfish OS.

Читать далее...

В наши дни существует множество интернет-магазинов, предлагающих всевозможную технику. Здесь можно приобрести все: от зубных щеток до самых современных и массивных систем, при этом ценовая политика большинства магазинов существенно различается друг с другом.

Абсолютно каждый человек, выбирающей технику, сталкивается с тем, что стоимость одной и той же модели в магазинах «через дорогу» может кардинально различаться, но незнание этой особенности может вылиться в дополнительные расходы. ТехноПортал охватывает множество магазинов одновременно, а система сравнения у него отлажена до идеального состояния, благодаря чему процесс выбора сокращается до считанных минут.

 

Читать далее...
Samsung рассказала москвичам, чего ждать в 2010

Выставки достижений на рынке электроники в России, на которые бы приезжали лидеры индустрии, не просто редкость. Их нет вовсе. Однако южнокорейская компания Samsung сделала подарок техногикам. На протяжении двух дней 18 и 19 марта Samsung показывает в Москве технику, которая ещё не появилась на рынке в захватывающих дух масштабах: от ультратонких 3D-телевизоров и новейших мобильных телефонов до сенсорных панелей для приготовлении  пищи. Кулинария, конечно, дело благородное, но нам интереснее премьеры из области гаджетов и софта.Читать далее...

Нильс Нильсен, генеральный директор Nokia в России: "Будущее - за мобильными сервисами"

Оспаривать популярность мобильных телефонов Nokia в нашей стране - задание как минимум бессмысленное, да и задача нашего разговора с Нильсом Нильсеном, генеральным директором Nokia в России, была несколько иной - мы пытались узнать, чем компания планирует удивить российских покупателей в следующем году. По мнению господина Нильсена, будущее рынка - не за конкретными моделями, а за мобильными сервисами, какими именно - читайте в нашем интервью.

Читать далее...

Интервью с президентом Bryston Брайаном Расселлом

Мы предоставляем нашим читателям очередную возможность лично познакомиться с ведущим производителем AV-техники. Читайте отчет о нашем «допросе с пристрастием» президента канадской фирмы Bryston Брайана Расселла.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов