Мобильный контент: не ждали!

22 ноября 2005 13:06


Объем рынка мобильного контента в России вместо ожидавшихся $600 млн в этом году едва превысит $300 млн, и это еще очень оптимистический прогноз. Участники проходящей в эти дни в Петербурге Mobile VAS Conference не могли пройти мимо этой ситуации: искали виновных, докапывались до сути и пытались выписывать рецепты от стагнации.

Еще год назад российский рынок дополнительных услуг в сетях мобильных операторов выдавал неплохие показатели подъема. Так, за первое полугодие 2004 года операторы сотовой связи заработали на допуслугах $360 млн, что составило 11% от общих доходов. При этом 93% пришлось на операторов "большой тройки": доля "Би Лайн GSM" в общих доходах составила 39%, МТС - 35%, "МегаФон" - 19%. При этом рост шел по всем направлениям, спрос набирали практически все виды услуг, провайдеры активно занимались географической экспансией, а перспективы на ближайшие несколько лет были самыми радужными.

Прошло немного времени и уже через год стало ясно – перспективы, заявленные рынком в 2004 г., были слишком оптимистичны. По итогам трех кварталов 2005 года суммарная выручка рынка контент-услуг составила всего $205 млн. Более реалистичными выглядят прогнозы в $250-270 млн. за год, что меньше результата прошлого года в $300 млн. По оценке I-Free, с февраля по май 2005 года рынок мобильного контента сократился на 25 - 30 %, с мая по ноябрь наблюдалась стагнация рынка. При этом оборот рынка контент-провайдинга в России в 2005 году составит около $260 - 320 млн. По версии iKS-Consulting, в первом полугодии общий объем рынка дополнительных услуг составил $602,3 млн, доля дополнительных услуг в общих доходах выросла до 12,9 %. По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2005 года объем рынка доп. услуг сотовой связи в России вырастет на 58 % (до $1,5 млрд), а доля VAS в общих доходах увеличится до 14,5 %. Основными «точками роста» выступали игры, медиа-проекты и услуги мобильного маркетинга.

Европа сегодня так же испытывает кризис контент-провайдеров, основной причиной которого стала агрессивная политика многих из них. На каждую четвертую компанию здесь приходится 4 - 6 % рынка. При этом крупные игроки развертывают свою деятельность сразу в нескольких странах и активно поглощают более мелкие компании. В России же доля крупных компаний более значительна. Так, на долю I-Free сегодня приходится 16% отечественного рынка. Южная Америка, Южная и Юго-Восточная Азия также следуют по пути европейского развития, но при этом отстают от него на 2 - 3 года. Ситуация в Южной Корее и Японии, в свою очередь, не имеет ничего общего с развитием рынка мобильного контента в других странах. Здесь основная конкуренция уже идет между 3G-сетями, а наиболее востребованной является услуга мобильного телевидения. Положение дел в Северной Америке обусловлено в основном существованием разных стандартов связи, а также широкого распространения Интернета. В США Интернет так же является очень популярным, кроме этого, здесь действуют два стандарта связи: GSM и CDMA, что расширяет перед пользователями границы выбора, но в то же время не дает развиваться мобильному контенту. В результате, сегодня развитие рынка мобильного контента в США отстает от европейского на шесть лет.

Что касается Азии, то здесь на примере Индии также заметно сильное влияние потребительских нужд. По словам директора региона компании Mobile2Win India Раджива Хиранандани, основной упор при создании того или иного мобильного контента делается прежде всего на традиционные для Индии вещи, будь то религиозные праздники, фильмы или культурные ценности. Также все большим спросом в Индии пользуется мобильное караоке.

По словам Кирилла Петрова, управляющего директора компании i-Free, в нынешнем году активный рост числа новых абонентов закончился. С ним согласна и старший консультант компании iKS-Consulting Оксана Панкратова. На данный момент в стране насчитывается 116 млн абонентов, и активного роста абонентской базы в 2006 году не компании не ожидают.
Одной из основных причин "загнивания" российского рынка становится негативный опыт загрузки контента. По статистике i-Free, лишь 46% WAP-закачек являются успешными, а контент, рекламируемый по телевизору, вообще удается загрузить от силы 20-25% абонентам. 23% "неудачливых" абонентов вообще не понимают, что такое пришедшая по SMS WAP-ссылка и что с ней делать, у 17% не настроена услуга WAP, в 40% случаев причиной сбоев становятся некачественно работающий GPRS, а 20% неудач приходятся на ошибки абонентов при отправке SMS или ошибки в рекламе. Зачастую произошедшее вызвано недобросовестностью контент-провайдеров.

Активно распространившиеся "пакетные продажи", когда абоненту в обмен на отправку SMS обещают "вместо одной" неограниченное количество мелодий, на поверку оказываются и гораздо дороже обычного ($3-4), и не такими уж неограниченными. О чем пользователя, впрочем, не предупреждают. Бывают случаи, когда ссылка ведут прямиком на сайт, где "5 минут в сутки все бесплатно, качайте прямо сейчас – вдруг вам повезет" или просто на обычный сайт, где за каждую единицу контента нужно дополнительно платить - опять же путем отправки SMS. Многие также не знают о том, что помимо стоимости самой услуги придется платить оператору за WAP-трафик – до $10 за мегабайт. В итоге абонент платит $3 в месяц контент-провайдеру, а $30 – оператору за WAP. Но самым вопиющими случаями, безусловно, являются ситуации, когда недобросовестные компании и вовсе не предлагают никакого контента: а люди, отправляя SMS, не получают в ответ даже WAP-ссылок. Не последнюю роль, по версии г-на Петрова, в уменьшении спроса играют и вопросы моды: новых хитов нет, а загрузка мобильного контента перестала быть остромодной.

Помимо этого, угрозами для рынка являются введение автоматической подписки и пиратство со стороны самих контент-провайдеров. Такая подписка позволяет с некоторой периодичностью автоматически списывать со счета абонента деньги за доступ к контенту, причем последний об этом может даже не подозревать. В полной мере это реализовано в сервисе i-mode, который недавно появился и в нашей стране. Фокус в том, что сервис автоматически продлевается каждый месяц, и если вы забыли его отменить или не знаете, как…

С ним не согласен член команды основателей итальянской компании Buongirno Vitaminic Симон Рануччи, представивший совместное исследование Buongirno Vitaminic и агентства по маркетинговым исследованиям «Два шага». Результаты опроса 5 тыс. пользователей мобильных сетей показали, что рост так называемые «подписки» растет, а сами пользователи положительно отзываются об услуге. Как заметил Симон Рануччи, общественное мнение играет очень большую роль, и контент-провайдеры должны учитывать его в своей работе.

Стоит отметить, что западные игроки вообще уделяют огромное внимания общественному мнению. Так, региональный менеджер по Европе испанской компании LaNetro Zed Жозе Карлос Альварес-Гасконь сообщил, что маркетинговая политика контент-провайдеров Испании ведется в основном через печатные издания и практически не ведется посредством Интернета.

По мнению Кирилла Петрова, исправить сложившуюся ситуацию и возобновить рост можно. Для этого операторы должны ввести программные решения для автоматической настройки телефонов, контролировать деятельность контент-провайдеров и оперативно "отсекать" недобросовестных. Это и в их интересах, поскольку большинство абонентов считают, что контент-услуги им оказывает оператор связи, а не сторонняя организация. А также не должны вводить так называемый МТ-биллинг, который позволяет автоматически списывать деньги "за подписку". Кроме того, необходимо снизить стоимость WAP-трафика. Тарифы разрабатывались несколько лет назад, когда закачивались небольшие объемы информации. Сегодня же через WAP загружают и видеоклипы по нескольку мегабайт, в то время как оператор берет до $10 за мегабайт. Контент-провайдеры в свою очередь должны создавать службы поддержки пользователей для разъяснения нюансов и решения возникающих проблем.

С ним согласна и старший консультант компании Оксана Панкратова. Она отметила, что несмотря на то, что по итогам 2005 года объем российского рынка контент-услуг не сможет превысить $300 млн, в последующие два года рост может возобновиться, а контент-услуги - вернуть свою долю в общих доходах от дополнительных услуг. В будущем, по оценке iKS-Consulting, можно ожидать дальнейшую консолидацию рынка, привлечение финансовых ресурсов контент-провайдерами с помощью стратегических инвесторов или проведения IPO, более четкую специализацию контент-провайдеров, освоение новых сегментов путем внедрения новых продуктов и географической экспансии, увеличение роли иностранных игроков и более активную позицию операторов сотовой связи на рынке мобильного контента.

Наталья Бокарева

При подготовке обзора использовались материалы информационного портала SPB IT, изданий "Эксперт Северо-Запад" и «Деловой Петербург».




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

Импортные плоды
Следующая статья

Праздничный ажиотаж. Часть первая



Высокая автономность и производительность Philips Xenium V787

Компания Philips выпустила смартфон Xenium V787 который, в отличие от других брендов, не привлекает внимание экстравагантным дизайном, но располагает двумя очень важными особенностями: высокой скоростью зарядки аккумулятора и способностью длительное время работать без подзарядки. При этом другие характеристики устройства на высоком уровне, а строгие линии дизайна привлекут поклонников из числа предпринимателей или топ-менеджеров.

Читать далее...

ASUS не сдается, и ее смартфоны эволюционируют

Последние три года можно было наблюдать любопытную картину, как отдельно взятая компания пытается войти на уже наполненный конкурентами рынок и отвоевать себе пользователей. Причем речь идет о рынке смартфонов и компании ASUS, всем известной по массе других весьма качественных устройств (комплектующих к компьютерам, ноутбукам, десктопам), но малоизвестной как производитель смартфонов.

Читать далее...

Google может дополнить программную платформу Android аппаратной, собственной разработки

По информации, оказавшейся в распоряжении сайта The Information, в недрах компании Google начался процесс организации собственного подразделения по проектированию чипов для мобильных устройств. В дальнейшем предполагается передавать разработки производителям — партнерам компании, занимающимся выпуском гаджетов для операционной системы Android.

Читать далее...

Обзор защищенного смартфона Samsung Xcover 3

Хотя данная модель гаджета от Samsung является представителем класса защищенных смартфонов, выглядит Xcover 3 достаточно элегантно, в отличие от своих кирпиче-подобных собратьев. Благодаря чему, данная модель прочного и надежного смартфона стала весьма популярна, как служебный телефон у корпоративных пользователей. А в розничных сетях этот телефона практически не встретишь.

Читать далее...

Стерильный телефон от BlackBerry

Канадский производитель смартфонов BlackBerry уже давно пытается выйти из кризиса, после того как его позиции пошатнули мобильные устройства под Android и iPhone. Для бизнес-пользователей, являвшихся основными потребителями зашифрованного смартфона, оказалось важнее другие опции. Но сделав упор на разработке программного обеспечения, компания умудрилась втрое увеличить прибыль в первом квартале этого года. Аналитиков и инвесторов это не очень впечатлило, поэтому руководство компании не устает искать оригинальные идеи, которые помогут побороть убытки и заодно отвоевать большую долю на рынке.

Читать далее...

Разговор с небом: в России разрешено пользоваться мобильными в полёте

Тем, кто не может расстаться с телефоном ни на минуту,  теперь совсем  не обязательно выключать мобильный во время полёта. Российские власти поверили, что сотовая связь не влияет на работу бортовых приборов, и разрешили разговор в небе. Заплатят за удобство и авиакомпании, которым придётся закупить  дорогостоящее оборудование, и пассажиры. В особенности пассажиры. «Заоблачные» цены будут в среднем в 150 раз отличаться от «земных». Читать далее...

Мобильное ТВ от «Билайн»: когда телевизор умещается в кармане

Смотреть по мобильному телефону телевизионные программы? Почему бы и нет. Возможность, конечно, не жизненно важная, но весьма занятная. На несколько дней в руки «Цифровика» попал Samsung P960 с поддержкой стандарта DVB-H (то есть того самого мобильного ТВ), впечатления от пользования сервисом - в нашем материале. Читать далее...

Телефон-нелегал: отличия «белого» и «серого» аппаратов.

Хотя количество цветов корпуса для мобильных телефонов практически неограниченно, поговорим мы сейчас о других, более важных «цветовых» характеристиках, которые делят все телефона на два класса - «белые» и «серые», или же официально и неофициально ввезенные. В чем разница между ними, и какие в каждом случае ждут подводные камни? Подробнее - в нашем материале.Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов