Рынок сотовой связи: лоялен и адекватен ситуации

Автор: Анастасия Казанская |
03 октября 2005 14:30


Аналитики рынка бьют тревогу: ARPU компаний снижается, показатели прироста чистой прибыли снижаются, рост абонентской базы в столицах снижается, а интенсивный рост в регионах уже не дает ожидаемого эффекта. Что-то будет, говорят они и качают головами. Все чаще поднимается вопрос о лояльности потребителя. А как же иначе: с одной стороны, если рынок уже поделен, то и сенсаций не жди, с другой – начнись отток абонентов сейчас, то поди спрогнозируй, к чему это все приведет. Но если разобраться, так ли серьезны их опасения?
Да, действительно, и рынок Москвы, и рынок Петербурга являются рынками устоявшимися и в ближайшее время изменениям вряд ли подвергнутся. То же самое, по сути, касается и рынков сотовой связи Московской области и Северо-Запада. Традиционно, в столице и области на лидирующей позиции – Мобильные ТелеСистемы (43,9%), им на пятки наступает БиЛайн (42,3%), в хвосте - Мегафон (13%). В Петербурге и ЛО ситуация несколько иная: у Мегафон - 40,8%, следом идет МТС (32,4%), БиЛайн – на почетном третьем месте практически с 20%. И все это великолепие при проникновении сотовой связи 118,2% в столице и 101,6% (Петербург и область). Действительно тесно!

В этих жестких условиях маркетологи-консультанты настоятельно рекомендуют компаниям укреплять лояльность своих абонентов, особенно на этих рынках. Но так ли уж правы они? Действительно ли простой игрой в выгодные тарифы и преференции можно удержать корыстного – или экономного? – потребителя? В теории – да, а вот на практике... Представьте себе: он «сидит» на Мегафоне, она – на МТС-е, дети – на БиЛайне, а теща – на даче, на СкайЛинке. Не верите? Мы тоже, признаться, в это не верим. По сути, сотовая связь между абонентами есть ни что иное, как явление социальное. Если традиционно мои знакомые являются пользователями Мегафона, я тоже пойду и подключусь к Мегафону (здесь и далее название оператора можно менять исходя из своих предпочтений). В этом смысле я абонент лояльный к одному оператору и совершенно не лояльный к другому. Это совершенно точно уловили все, и сперва появились всевозможные «Любимые номера» и «Фавориты», затем - семейные предложения. А Петербургская Tele-2 пошла еще дальше и предложила «Круг», сделав своим рекламным слоганом «Общаться с близкими за деньги – преступление!». МТС не осталась в долгу и двинула в массы программу «Подключи друга». Действительно: дом, семья, работа – вот основные источники новых абонентов. Папа с мамой на МТС, старикам и детям – Джинс. Добавим к этому традиционную социальную статусность оператора, - и вот вам итог: рынок, на котором ничего серьезно не поменяется. Да, здесь ценят прямые номера и мобильный интернет, качают картинки и меняют мелодии на мобильниках, но нет, здесь никто ни к кому не уходит только потому, что сегодня этот кто-то выпустил супер-предложение, в котором звонки внутри сети стоят сущие копейки. Если здесь уходят, то всей семьей, трудовым коллективом или дружеским кружком, но добиться этого совсем не просто, с точки зрения маркетинга.
Вот чего не скажешь о регионах! Здесь действительно потребитель лоялен любому начинанию (или лучше сказать, не предвзят?). Но хотелось бы сразу оговориться: регион региону рознь. Возьмем, к примеру, Северо-Запад. Рынок давно и активно развивается; так, если на конец июля 2004 года уровень проникновения здесь составлял 54%, то сейчас – 78%. А Мурманск и Калининград, по итогам 2004 года, прочно оккупировали топ-10 регионов, третье и четвертое место. По сути, здесь тоже уже достаточно тесно и с традициями: первый пришедший надежно держит марку лидера. В регионе в целом лидирует «МегаФон», контролируя около 45%. Однако есть исключения. В Калининграде первое место занимает «Билайн» (под его контроль в 2002 году полностью перешел под первый здешний GSM-оператор «Экстел»), а в Пскове – МТС (им принадлежит около 60% рынка). В Мурманске у «МегаФона» более 70% рынка, а на долю МТС приходится 15%, у «Билайн» - около 8%. Похожая ситуация в Вологде и Череповце. В Архангельске «МегаФон» контролирует около 50%, МТС – более 30%, «Билайну» принадлежит 15% рынка. В Новгороде, где «Билайн» присутствует давно, у компании 18% рынка, у «МегаФона» - 43%, у МТС – 32%. В Карелии, наименее приспособленном для развития сотовой связи регионе, традиционно лидирует «МегаФон» с 55% рынка, МТС принадлежит около 30%, «Билайну» - 12%.

Если рассматривать другие регионы, то ситуация здесь совершенно иная нежели в столице или на Северо-Западе: на первом месте – БиЛайн практически с 34% рынка, на втором – МТС (32,6%), замыкает тройку лидеров с большим отставанием – МегаФон (18,2%). Если углубляться в историю, то в такой расстановке сил нет ничего необычного: БиЛайн исторически ориентировался на массового потребителя и выделялся из прочих демократическими тарифами, МегаФон, будучи долгое время монополистом на Северо-Западе, делал ставку на бизнес-элиту и дорогую связь, МТС – так же традиционно держала уровень цен и качество в столице, но своевременно пересмотрела ценовую политику для регионов. Регионы восприняли приход «тройки» благосклонно и неукоснительно показывают отличные темпы прироста абонентской базы, с одной поправкой – в части препейд-тарифов. Ну не востребованы здесь иные услуги, кроме звонков и sms, да и сотовые телефоны в ходу попроще. Уровень жизни, знаете ли… Доля региональных подключений в общей структуре уже сегодня занимает существенную часть 68,06% (МТС), 70,7% (БиЛайн) и 71,53% (Мегафон) и в ближайшем времени будет только расти.
Та же ситуация и на ближнем зарубежье (Украина, Белорусси, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Кавказ). Уровень проникновения сотовой связи растет, как на дрожжах, но только за счет дешевых тарифов. Для примера, сегодня доля препейд-тарифов в структуре МТС в России составляет 92%, на наиболее благополучной Украине – 95%, в других странах СНГ – без малого достигает стопроцентного максимума. А теперь давайте попробуем взглянуть на ситуацию в целом. В России уровень проникновения сотовой связи сегодня по сравнению с прошлым кварталом вырос на 13,6% в абсолютном выражении и составляет 67% против 59%, в Украине – рост составил 20,6% (с 34% до 41%), в Беларуси – 14,3% (с 28% до 32%), в Узбекистане – 30,4% (с 2,3% до 3,0%). В Туркменистане резерв роста сегодня практически запределен. Уровень «мобильности» граждан этой страны едва достигает 1%. Итак, самыми перспективными для операторов «тройки» сегодня являются самые бедные регионы – за них-то сегодня и ведется самая напряженная конкурентная борьба. Какими способами будет она вестись, очевидно: особо дешевыми предложениями и вложением дополнительных средств в развитие сетей, а значит, в ближайшее время повышения уровня ARPU не следует, как не следует ожидать и повышения чистой прибыли компаний. На фоне лояльной пресыщенности традиционных рынков и неприхотливости регионов показатели пойдут вниз, но это не повод для паники и уж точно не сенсация, а нормальный сценарий развития любого массового российского рынка.




Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

«Серые» телефоны: конец эпохи



Высокая автономность и производительность Philips Xenium V787

Компания Philips выпустила смартфон Xenium V787 который, в отличие от других брендов, не привлекает внимание экстравагантным дизайном, но располагает двумя очень важными особенностями: высокой скоростью зарядки аккумулятора и способностью длительное время работать без подзарядки. При этом другие характеристики устройства на высоком уровне, а строгие линии дизайна привлекут поклонников из числа предпринимателей или топ-менеджеров.

Читать далее...

ASUS не сдается, и ее смартфоны эволюционируют

Последние три года можно было наблюдать любопытную картину, как отдельно взятая компания пытается войти на уже наполненный конкурентами рынок и отвоевать себе пользователей. Причем речь идет о рынке смартфонов и компании ASUS, всем известной по массе других весьма качественных устройств (комплектующих к компьютерам, ноутбукам, десктопам), но малоизвестной как производитель смартфонов.

Читать далее...

Google может дополнить программную платформу Android аппаратной, собственной разработки

По информации, оказавшейся в распоряжении сайта The Information, в недрах компании Google начался процесс организации собственного подразделения по проектированию чипов для мобильных устройств. В дальнейшем предполагается передавать разработки производителям — партнерам компании, занимающимся выпуском гаджетов для операционной системы Android.

Читать далее...

Обзор защищенного смартфона Samsung Xcover 3

Хотя данная модель гаджета от Samsung является представителем класса защищенных смартфонов, выглядит Xcover 3 достаточно элегантно, в отличие от своих кирпиче-подобных собратьев. Благодаря чему, данная модель прочного и надежного смартфона стала весьма популярна, как служебный телефон у корпоративных пользователей. А в розничных сетях этот телефона практически не встретишь.

Читать далее...

Стерильный телефон от BlackBerry

Канадский производитель смартфонов BlackBerry уже давно пытается выйти из кризиса, после того как его позиции пошатнули мобильные устройства под Android и iPhone. Для бизнес-пользователей, являвшихся основными потребителями зашифрованного смартфона, оказалось важнее другие опции. Но сделав упор на разработке программного обеспечения, компания умудрилась втрое увеличить прибыль в первом квартале этого года. Аналитиков и инвесторов это не очень впечатлило, поэтому руководство компании не устает искать оригинальные идеи, которые помогут побороть убытки и заодно отвоевать большую долю на рынке.

Читать далее...

Разговор с небом: в России разрешено пользоваться мобильными в полёте

Тем, кто не может расстаться с телефоном ни на минуту,  теперь совсем  не обязательно выключать мобильный во время полёта. Российские власти поверили, что сотовая связь не влияет на работу бортовых приборов, и разрешили разговор в небе. Заплатят за удобство и авиакомпании, которым придётся закупить  дорогостоящее оборудование, и пассажиры. В особенности пассажиры. «Заоблачные» цены будут в среднем в 150 раз отличаться от «земных». Читать далее...

Мобильное ТВ от «Билайн»: когда телевизор умещается в кармане

Смотреть по мобильному телефону телевизионные программы? Почему бы и нет. Возможность, конечно, не жизненно важная, но весьма занятная. На несколько дней в руки «Цифровика» попал Samsung P960 с поддержкой стандарта DVB-H (то есть того самого мобильного ТВ), впечатления от пользования сервисом - в нашем материале. Читать далее...

Телефон-нелегал: отличия «белого» и «серого» аппаратов.

Хотя количество цветов корпуса для мобильных телефонов практически неограниченно, поговорим мы сейчас о других, более важных «цветовых» характеристиках, которые делят все телефона на два класса - «белые» и «серые», или же официально и неофициально ввезенные. В чем разница между ними, и какие в каждом случае ждут подводные камни? Подробнее - в нашем материале.Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов