
Компания Morel, основанная в 1975 году Меиром Мордехаем (Meir Mordechai), более трех десятилетий занимается конструированием и производством акустических систем. Плодом работы Morel становятся твитеры и среднечастотники, считающиеся одними из лучших в области High End. Активные инвестиции в сферу R&D позволили Morel представить ряд первых в мире разработок, среди которых двойные неодимовые, ферритовые и гибридные магнитные системы, крупные внешние звуковые катушки с намоткой из шестигранного провода. Долгое время компания Morel оставалась самой охраняемой тайной индустрии Hi-Fi, производя твитеры и среднечастотные динамики более чем для 50 известных фирм - лидеров аудиоиндустрии.
Сегодня деятельность компании направлена на развитие технологий, позволяющих совмещать в продукции современный дизайн с высоким качеством звучания. Использование композитных материалов облегчает вес продукта, а проектирование резонансно-пассивных форм корпуса дает возможность отказаться от применения демпфирующих материалов и придать акустическим системам уникальный, фирменный стиль. Одним из последних достижений компании являются акустические системы Fat Lady («Полная Леди»). Название появилось после известной фразы: «Пока Полная Леди поет - жизнь продолжается». Эта фраза относится к оперному циклу Вагнера «Кольцо Нибелунга» (по мотивам поэмы «Песнь о Нибелунге»).

Знакомство с "Дамой". Первым делом вызывает сильное удивление футуристичный внешний вид громкоговорителей: акустическая система явно создана для людей, имеющих собственный стиль. При правильном подборе мебели и в целом интерьера комнаты для прослушивания эти колонки станут огромным восклицательным знаком в доме своего владельца. Модель обладает весьма нескромными размерами (34 x 127 x 44 см) при весе 44 кг. За счет использования полированного углеродного волокна в наружной отделке колонок дизайнерам удалось добиться космического эффекта, а в сочетании с применением композита из стекловолокна и эпоксидной смолы во внутреннем слое получилось снизить общий вес конструкции. В результате Morel Fat Lady больше напоминает спорткар или космический корабль, нежели то, чем является на самом деле. Корпус также интересен тем, что он, подобно музыкальному инструменту, имеет плавные, скругленные формы; острые углы абсолютно отсутствуют.

Инженеры Morel считают, что корпус должен участвовать в процессе звуковоспроизведения, как одна из составляющих; в этих АС он дополняет звучание динамиков, но при этом его «послезвучия» затухают существенно быстрее. Таким образом, получается интересное звучание, словно у динамиков просто нет корпуса. Трехполосники оснащены двумя 9-дюймовыми басовыми динамиками, 6-дюймовым среднечастотником и 1,1-дюймовым твитером, расположенным чуть ниже головы «Дамы». Купол НЧ и СЧ динамиков представляет собой сэндвич-конструкцию из трех слоев - углеродное волокно снаружи и внутри, прослойка из фирменного материала Rohacell в середине. Такая конструкция позволяет существенно снизить вес динамика, а также гарантирует очень высокую прочность купола, и, как следствие, низкий уровень нелинейных искажений. НЧ динамик оснащен двухмагнитным приводом - фирменная технология HybridTM, применяемая во всех НЧ излучателях компании Morel, - обеспечивает высокую магнитоэкранируемость. Список фирменных технологий продолжает HexatechTM, в основе которой - звуковая катушка, намотанная алюминиевым проводом, имеющим шестигранное сечение, - использована во всех драйверах АС. Такое решение привносит следующие улучшения: более плотная намотка ввиду отсутствия воздушных прослоек, встречающихся при классической намотке проводом круглого сечения, и увеличение эффективности динамиков в среднем на 20%. Кроме того, в НЧ и СЧ громкоговорителях дополнительно установлена внешняя звуковая катушка - External Voice Coil (EVCTM). Тканевый купол твитера покрыт фирменным материалом AcuflexTM, который обеспечивает высокую жесткость при практически неизменном весе.
Контрольный тракт.
Источник: CD-проигрыватель Wadia 381i
Предусилитель: Jeff Rowland Criterion
Усилитель: Jeff Rowland 312
Кабели межблочные: Nordost Odin (XLR)
Кабель акустический: Nordost Odin
Самыми главными доминирующими свойствами звучания нашего тракта стали высокая степень передачи динамических контрастов, способность создавать четкие образы музыкальных инструментов, тем самым перенося слушателя в подлинную акустическую атмосферу. При прослушивании симфонической программы очень яркое впечатление произвело Non Allegro из концерта Symphonic Dances Сергея Рахманинова - с первых нот все инструменты расположились строго на своих местах, уступив нам место дирижера. Конечно, объемностью звуковой сцены АС отчасти обязаны предусилителю Jeff Rowland Criterion, также нашедшему место в звуковоспроизводящем тракте. Звуковая сцена приобретает чувство естественности и открытости, выходящее далеко за пределы комнаты для прослушивания. В сложной оркестровой палитре сбалансировано воспринимаются и мощь темперамента и лирические эпизоды с присущей им чуткостью и нежностью. Низкие ноты виолончелей и контрабасов легко и органично вливаются в общий поток с другими инструментами. Лишь иногда самая низкая октава контрабасов звучит слегка размыто и гулко, что заметно только на предельных уровнях громкости, поэтому едва ли это можно назвать недостатком данных АС. Также на высоких уровнях чуть пронзительно звучат отдельные составляющие, такие как высокие скрипичные пассажи в симфонических произведениях и резкие запятые хай-хэтов в других стилях. Это, возможно, обусловлено недостаточным прогревом АС.

В треке Dire Straits - Calling Elvis голос Марка Нопфлера звучит очень естественно, не превалирует над аккомпанементом и не теряется в звуках затяжных гитарных аккордов, тональный баланс на средних и высоких регистрах соблюден с ювелирной точностью. Вся глубина и многослойность звуковой сцены ощущается в записи Zapateado испанского гитариста Pepe Romero в сопровождении степ-аккомпанемента. Представьте: вы находитесь в кабаре, сидите за столиком, смотрите на сцену, на которой танцор исполняет степ, двигаясь по ней взад и вперед, ударяя каблуками по дубовому полу сильнее и слабее, акцентируя определенные ноты гитары. Открыв глаза, сложно поверить, что вы не в кабаре.
Потенциал в области нижнего регистра удалось раскрыть при прослушивании King Crimson - Dinosaur. Подача материала поражает своей экспрессивностью, АС с легкостью справляется со всеми сложностями, присущими этому жанру. Не буду повторяться о высоком уровне вокальной составляющей, хочется лишь отметить, что во всем своем диапазоне бас обладает превосходной детализацией и динамикой, которая и играет внутри каждого поклонника рока, то, что не может дать человеку ни один другой стиль музыки.
+ глубокая, пропорциональная, прозрачная звуковая картина, очень точная передача средних частот, особенно вокальных партий, динамичный бас
- местами размыта глубочайшая нижняя октава, слегка пронзительное звучание высоких частот на предельных уровнях громкости
Наибольшее удовольствие от прослушивания доставляют композиции с акцентом на выразительном вокале - именно так можно ощутить весь потенциал, заложенный в Morel Fat Lady. Пока полная леди поет - жизнь продолжается.