Секреты голливудской кухни. Как приготовить блокбастер

Автор: Аревик Чахоян |
13 февраля 2008 12:44


Сегодня практически ни один крупный блокбастер не обходится без спецэффектов. Они, подобно вкусовым добавкам, вызывают у зрителя сначала аппетит, а затем и привыкание. Чем славится голливудская кухня? Ингредиенты к блюдам для киноманов обычно одни и те же. А вот пропорции отмеряет режиссер.


Не секрет, что 3D графика во многих голливудских фильмах заменяет естественный антураж. Мы уже писали о том, как создаются анимационные ленты на Фабрике грез. Правда, не сказали, что без главного приема, широко используемого в анимации, не обходится и современный кинематограф. Благодаря CGI (Computer Generated Imagery - Создание изображения на компьютере) трехмерные герои выглядят вполне как реальные. "История игрушек" ("Toy story") - яркий тому пример. Эта картина пришлась по вкусу не только маленьким зрителям, но и членам Киноакадемии «Оскар». Мэтры отметили ленту наградой за «Лучший оригинальный сценарий». Случилось это в далеком 95-ом году.

 

Успех "Истории игрушек" - прежде всего заслуга кудесников из Pixar Animation Studios. Тогда Pixar была единственной студией, которая занималась CGI. Ну за исключением, пожалуй, DreamWorks - в начале девяностых она тоже делала шаги в этом направлении. А сейчас таких студий немало. И этому есть логичная причина - трехмерная анимация востребована как никогда.



После выхода «Шрека» на большие экраны стало ясно, что мультипликация продвинулась на новый уровень. Как считает представитель Universal Джон Сваллоу: «Успех "Шрека" заставил людей больше говорить о компьютерной графике, и, в конечном счете, открыл огромные возможности для анимации. Я думаю, что компьютерная графика начинает вытеснять традиционную мультипликацию. Это именно то, чего следовало ожидать от поколения, которое выросло на цифровых картинках из видеоигр».

 

В чем секрет приема «motion capture» - технологии, благодаря которой можно полностью сгенерировать любого героя? В дословном переводе MC означает «захват движения». Если вкратце, то актера снимают несколько камер, фиксирующих вплоть до миллиметра черты его лица, строение тела и динамику движений, а затем на основании полученных данных аниматоры ваяют его виртуальный клон. Кстати, четыре года назад по этому методу был снят «Полярный экспресс» Роберта Земекиса, в котором все персонажи собраны голливудскими аниматорами из «каркасов» живых людей. К слову, роль кондуктора поезда сыграл цифровой Том Хэнкс.

Прием «захват движения» используется не только в анимации, но и в кино. Если раньше для создания фантастических персонажей использовали куклы, то сейчас исходные модели - живые люди. Порой «каркас» обрастает таким количеством виртуальной графики, что едва ли можно узнать в сказочном существе его реальный прототип. Модель Горлума из трилогии "Властелин колец" - никому не известный голливудский лицедей Энди Серкис.


Массовка в голливудском кино - тоже не более чем фантом. Особенно много спецэффектов в сценах масштабных битв. Во «Властелине колец» воины «плодились и размножались» благодаря программе Massive. Удивительно, но факт: чтобы создать многотысячные войска из людей, орков и троллей, вживую на камеру сняли лишь горстку статистов. Одна из самых сложных батальных сцен в фильме - битва возле Хельмовой гати. Настоящие актеры снимались исключительно на крупных планах. Люди на дальних планах, а также орки и прочие сказочные существа - цифровые модели. Вот что об этом говорит главный программист кинопроекта Стив Регелос: «С помощью компьютеров в битвах мы задействовали огромное количество героев. У каждого виртуального воина есть свое сознание - он может самостоятельно двигаться, реагировать на обстановку: видеть приближающегося врага, выбирать ответное действие, например, бежать или драться. В фильме потрясающие сцены битв анимированных воинов - их движения разнообразны, жизненны, правдоподобны. Для этого используется программа искусственного интеллекта, разработанная на студии WETA. Это необычайно продвинутый софт».



Наверное, о пресловутом голубом экране слышали все. Обычно эта технология используется в тех сценах, которые невозможно снять в реальных условиях. Или же тогда, когда декорации обходятся дороже виртуальной графики. Например, во «Властелине колец» для ряда сцен актеров снимали на голубом или зеленом фоне, а затем помещали их в виртуальный мир с учетом всех движений съемочной камеры.

 

Если в кинотрилогии по мотивам Толкиена хотя и редко, но случались натуральные съемки, то фантастический фильм "Небесный капитан и мир будущего" целиком снят без декораций. С трудом верится, но актеры играли все (!) сцены вслепую в павильоне с голубым экраном. Позже этот самый экран заполнялся футуристическим пейзажем, металлическими роботами и космическими дирижаблями. Между прочим, приключения Небесного капитана были полностью отсняты за 26 дней - рекордный срок.

Генерация декораций методами компьютерной графики присутствует и в сериале «Вавилон-5». Этот фильм наглядно показывает, как далеко продвинулись CGI-технологии. Конечно же, космические дирижабли и межгалактические битвы невозможно было бы сделать иначе (только с помощью макетов, но это уже архаизм). Все визуальные эффекты были разработаны компанией Netter Digital Entertainment с помощью платформы Windows NT и пакета Lightwave 3-D. А для подготовки сцен использовалось свыше дюжины мощных компьютеров.


Без декораций обошелся и Роберт Родригес - режиссер «Города грехов». Звездный состав фильма играл на фоне зеленого «задника». Голубой экран был спасением и для Зака Снайдера, снявшего «300 спартанцев». «Делать фильм с использованием голубых экранов непросто - признается режиссер - Но мог бы я снять свой фильм без них? Ответ - нет. Так что голубые экраны были моими лучшими друзьями. Если бы я решил снимать эту картину на природе, она не отразила бы дух романа Фрэнка Миллера».


Кто сказал, что люди не летают так, как птицы? Актерам фильма "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" это удалось с блеском. Один нюанс: чтобы снять сцены, в которых герои изящно парят по воздуху, их пришлось подвесить на тросах. С помощью компьютерной техники веревки удалили из кадров, а синий экран заменили удивительным по красоте виртуальным пейзажем. «Мы сложили изображение как в мозаике, - говорит Ходгсон, специалист по визуальным эффектам. - Я думаю, что когда режиссер увидел результат, он сильно удивился тому, что мы сделали». В этом же фильме средствами виртуальной графики были разработаны летящие в воздухе стрелы и мечи, а также грандиозная панорама Пекина середины 19-го столетия с верблюдами и лошадьми.

 

Между прочим, на компьютере можно не только создавать реалистичные по виду декорации, но и обрабатывать вживую отснятые сцены. Так делалось во «Властелине колец». Под началом Джима Райгеля, ведущего специалиста по визуальным эффектам в фильме, над совмещением реальных кадров и 3D декораций трудились десятки профи. Как говорит Джим Райгель: "Если режиссер хотел изменить ракурс, мы разрабатывали цифровую версию отснятого материала в Maya, а затем проецировали изображение на созданные нами объемные модели. В итоге мы могли изменить движение камеры в эпизоде, не переснимая его или вообще найти новый ракурс". Этот прием мы видим в сцене решающего боя рядом с горной крепостью. Картинка была создана на компьютере, а после ее соединили с живым пейзажем. Для того чтобы совместить в одном кадре виртуальных и настоящих актеров, снятых на фоне голубого экрана, использовался Shake фирмы Apple. Райгель остался доволен: "В итоге мы сделали много занятных кадров. Да и денег сэкономили немало. Чтобы собрать всех актеров, восстановить декорации и заново отснять часть сцен, нам пришлось бы потратить сотни тысяч долларов". В результате команда Райгеля создала большую часть сцен для фильма, пополнившего копилку мировой классики.


Фильм братьев Вачовски «Матрица» зрители встретили овациями. И, надо признать, львиной долей успеха кинолента обязана своим фирменным «фишкам». Пример этого блокбастера оказался заразительным. Часть спецэффектов впоследствии была заимствована режиссерами других фильмов, причем так много раз, что их стали использовать даже в пародиях. Прием "Flow-mo" (замедление времени) или, как его еще называют «Bullet time» («Время пули»), был иронично обыгран в «Очень страшном кино», «Шреке» и «Симпсонах». Ну а в непрерывном экшене братьев Вачовски к «эффекту пули» прибегали, чтобы показать сцену боя. У зрителя создавалось ощущение полной остановки времени притом, что камера продолжала двигаться. Чтобы создать этот эффект, вокруг объектов съемки разместили несколько десятков камер, которые одновременно с разных углов фиксировали то, что происходило в сцене. Затем «куски» снятого скреплялись вместе, как паззл, за счет чего картину можно было обозревать со всех сторон в объемном виде. Кстати, в этой же ленте использовался другой прием, о котором мы уже упоминали, - размноженная толпа. В сцене, где Нео борется с армией агентов, реален только один его противник, остальные - всего лишь цифровые клоны.

Впрочем, все эти технические приемы - уже битая карта. В «Матрице» есть более интересные спецэффекты. Один из них можно видеть в кадре, где Нео наносит сильный удар агенту Смиту, в результате чего его лицо деформируется. Особый эффект сцене добавляет тот факт, что бой происходит под проливным дождем, так что капли стекают по «размытому» лицу агента. Киану Ривз и актер Хьюго Уивинг, игравший агента, часами терпеливо сидели в студии, пока их лица снимали на пять цифровых камер Sony HDW-900 - они фиксировали мельчайшие детали мимики. Поскольку камер было всего пять, а героев должны были показать с разных углов, то использовалась специальная программа, которая рассчитывала изображение объекта в том или ином ракурсе. Для этого эпизода была также разработана специальная программа, которая позволяла моделировать капли на лице и одежде актеров. Надо сказать, в результате боевая сцена получилась очень эффектной.

 

Что ж, с тех пор как высокие технологии вмешались в кинопроцесс, виртуальные декорации пришли на смену натуральным съемкам, а живых актеров заменили цифровые модели. Но какими бы ни были спецэффекты, главное - чтобы вкус хорошего кино не исчез со временем.






Марат 13 февраля 2008 16:09
чем дальше тем вкус голливудского кино ужасней и ужасней. если вместо актеров будут клоны то кому такое кино вообще нужно? мне лично нет.

Обсудить материал (1)


Предыдущая статья

Интервью с Тарасовым Анатолием: «Всегда можно часть времени в рекламном ролике забить какими-то 3D «вкусностями»



Технологии оцифровки информации, что выбрать?

Для оцифровки графических данных, пользователю предстоит выбрать один из двух вариантов, фотографирование цифровой камерой или сканирование. В действительности, методика получения цифровой копии документа или объекта одна и та же, с использованием распознавания потока света матрицей, преобразующей свет в импульсы, и сканирование фактически выросло из цифровой фотографии.

Читать далее...

Разработки компании «Техноспарк» для производства гибкой электроники

Сотрудничество российского центра нанотехнологий «Техноспарк» и крупнейших европейских технологических и научно-исследовательских центров Европы будет сосредоточенно в дочерней компании Artek Electronics и посвящено производству гибкой электроники. Созданная два года назад Artek Electronics является дочерним предприятием Троицкого центра нанотехнологий «Техноспарк».

Читать далее...

Гарнитура PlayStation VR от Sony появится в следующем году

Прошедшая в начале 2015 года презентация результатов проекта Morpheus, анонсированного весной 2014 года, четко показала, что вопросам виртуальной реальности для своей приставки PlayStation 4, компания Sony уделяет большое внимание. Японский производитель потратил большие ресурсы на разработку устройства виртуальной реальности PlayStationVR и позаботился о достаточном разнообразии игр.

Читать далее...

Сенсоры в смартфонах

Знаете ли вы про сенсоры, которые установлены в устройстве, лежащем перед вашими глазами или в кармане? Насколько умен ваш смартфон? Насколько плотно его «напичкали» самыми разными микросхемами, сколько возможностей скрыто под тонким алюминиевым корпусом, сколько денег было потрачено на разработку и за что именно вы платите, приобретая очередную новинку. Маловероятно. Как и возможности нашего мозга, большая часть того, что может ваш смартфон, остается невостребованной.

Читать далее...

Почему теперь струйным принтерам Epson не нужны картриджи

Стремясь снизить стоимость владения устройствами струйной печати своего производства и повысить экономичность аппаратов, компания Epson выпустила новую серию принтеров с инновационной системой подачи чернил.

 

Вся линейка МФУ и цветных принтеров Epson WorkForce Pro RIPS предлагает высокое качество печати, разнообразные функции и не использует, теперь уже устаревшие, традиционные картриджи. В новые модели установлены емкости для чернил значительно упрощающие и удешевляющие использование струйной печати для нужды бизнеса.

 

Читать далее...

Качество цифровой фотографии

В этой статье речь будет идти о компании FUJIFILM, которая вместе с Adobe Systems Incorporated работает над повышением качества снимков формата RAW, а если конкретней, то несжатых изображений, которые сделаны с помощью камер с матрицей EXR и X-Trans. Последняя же оснащена цветовым фильтром FUJIFILM нового типа, который в разы повышает качество изображения, а программы Adobe® Photoshop® Lightroom® 4.4 и Adobe Camera Raw 7.4, кроме того дают возможность еще эффективней бороться с муаром и заниматься корректировкой цветов на фотографиях формата RAW, которые создаются камерами X100S, X20, X-Pro1 и X-E1 с матрицей X-Trans.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов