Пожар в доме Мастера – дело рук мастера. По спецэффектам

Автор: Аревик Чахоян |
11 декабря 2007 17:36


Сериал «Мастер и Маргарита» по мотивам книги Булгакова отличился и рекордным ТВ-рейтингом, и немалым для российского кино бюджетом - более 6 миллионов долларов. А все дело в спецэффектах, о которых мы поговорили с Сергеем Красовым, специалистом студии «Леста», разработавшей VFX для мистической киноленты.

 

- Что включает в себя понятие создания спецэффектов?

- Давайте я лучше загляну в словарь, Ок? Итак, «спецэффект - технологический приём в кинематографе, на телевидении, различных шоу и в компьютерных играх, применяемый для визуализации сцен, которые не могут быть сняты обычным способом. Например, для визуализации сцен сражения космических кораблей в далёком будущем». Ну что ж, я бы от себя добавил, что спецэффекты условно делятся на две группы. Есть эффекты визуальные, а есть механические. Первая группа - это оптические эффекты, а также компьютерная графика. К механическим спецэффектам относится обработка материалов перед съемкой. Сюда, как вы поняли, входят пиротехника, специальный грим и прочие чудеса. Да, чуть не забыл упомянуть про звуковые спецэффекты. Но это все голая теория.

 

- Тогда давайте о голой практике.

 

- Ну, есть художественная задача. Ее ставит режиссер, а нам надо её решить. Мы придумываем эффект или пытаемся сообразить, чего от нас хотят и предлагаем свои решения. Потом надо все это грамотно подготовить, прорисовать раскадровки и обговорить все нюансы с режиссером, оператором-постановщиком, возможно, даже с каскадерами. Что дальше? Снимаем необходимые кадры, а на стадии постпродакшена смотрим, что нужно убрать или добавить. После чего собираем все сцены воедино. Вот так и создается кадр со спецэффектом. Хотя правильнее называть то, что мы делаем, не спецэффектами (это удел пиротехников), а VFX - визуальными эффектами. А на съемочной площадке нас традиционно называют «компьютерщиками».

- Как разрабатываются цифровые модели персонажей? Поясните на примере сцены бала Воланда.

 

- Дело в том, что над визуальными эффектами для сериала «Мастер и Маргарита» корпела не одна студия. Сцену бала Воланда делали не мы. Но, насколько я знаю, компьютерных персонажей как таковых в этой сцене нет. Хотя на первый взгляд может показаться иначе. Просто была очень грамотно подобрана массовка, которой сделали великолепный пластический грим. А при помощи компьютерной обработки массовку «размножили».

 

- Ну хотя бы сцена пожара в доме Мастера в десятой серии - результат работы вашей студии?

 

- Да, тут постарались наши специалисты. Пожар снимали на полигоне, были построены легкие подобия декораций. Их сожгли, отснятый огонь и декорации совместили. Надо заметить, режиссер поставил перед нами необычную задачу: придать огню немного неестественности. Это же не бытовой пожар от сигареты, а подобие адского пламени. Поэтому огонь мы специально делали «волшебным».

 

- Эпизод, в котором из Варьете выбегают обнаженные женщины, тоже многим зрителям сериала запомнился...

 

- Эпизод с голыми дамами разрабатывался супервайзером Олегом Кондратьевым и нами совместно на съемках. А весь постпродакшен делался в нашей Студии. Снимались поэтапно различные фрагменты, потом на компоузинге все собиралось, чистилось и обрастало визуальными эффектами.

- Каким образом вы создавали панорамные виды Москвы? Ведь столица тех времен по внешнему облику сильно отличается от современного мегаполиса.

                                      

- Была проведена огромная подготовительная работа. Мы искали архивные фотографии и киноматериалы с Москвой. Работали на основе этой информации. Сначала видеосъемка современной столицы проводилась с нужных нам точек и ракурсов. А потом по крупицам на компьютере делались фоны того времени. Это был очень кропотливый труд. Город создавался по кусочкам, по фрагментам, рисункам, ну и не без специальной доработки изображения.

 

- Бывает так, что кадр со спецэффектом вставляли в фильм из-за красоты независимо от сценария?

 

- Хороший визуальный эффект готовится столь тщательно, что неожиданно он просто не может появиться. Он требует как временных, так и финансовых затрат. В проекте «Мастер и Маргарита» я не припомню таких планов. Режиссер четко знал, каким должен быть результат. Хотя порой случаются моменты импровизации. Скажем, в монтаже акцент на тот или иной план делается чуть больше, чем предполагалось изначально. Это может усилить эмоциональность сцены.

 

- Как часто вы совещались с режиссером?

 

- Совещались всегда по мере необходимости. Режиссер очень занятой человек, как на съемках, так и на постпродакшене. Но когда было нужно, Владимир Владимирович Бортко уделял нам максимум времени и внимания, если хотел разъяснить свои идеи. Он приезжал к нам в Студию и просматривал рабочие материалы.

 

- А какие-нибудь трудности возникали при разработке спецэффектов для сериала?

 

- Трудности всегда есть и всегда будут в серьезной работе. В первую очередь они организационного порядка, а не творческого. Но рассказывать о них сейчас уже не интересно. Мне помнится только хорошее. Все проблемы забываются. Остается опыт.

- Над какими новыми кинопроектами вы в данный момент работаете и что в ближайших планах?

 

- Мы работали над кадрами для кинофильма «Меченосец». Делали довольно страшные, кровавые эпизоды. Разрабатывали кадры для кинофильма «Хоттабыч». Много визуальных эффектов создаем для сериалов. «Последнее путешествие Симбада» - одна из последних работ в сотрудничестве со студией «Панорама».

 

- Спецэффекты в последние годы получили широкое распространение. Чем, на ваш взгляд, это вызвано?

 

- Тем, что очень многие фильмы построены именно на зрелищности. Сюжет и сама история часто отходят на второй план. Зрителя в таком кино в первую очередь привлекают визуальные эффекты. Вот в них и вкладываются большие деньги. В России сейчас индустрия кино растет. Уходят случайные люди, а профессионалы остаются. И слава богу.





Обсудить материал (0)


Предыдущая статья

Недетская графика «Шрека», «Тачек» и «Подводной братвы»



Технологии оцифровки информации, что выбрать?

Для оцифровки графических данных, пользователю предстоит выбрать один из двух вариантов, фотографирование цифровой камерой или сканирование. В действительности, методика получения цифровой копии документа или объекта одна и та же, с использованием распознавания потока света матрицей, преобразующей свет в импульсы, и сканирование фактически выросло из цифровой фотографии.

Читать далее...

Разработки компании «Техноспарк» для производства гибкой электроники

Сотрудничество российского центра нанотехнологий «Техноспарк» и крупнейших европейских технологических и научно-исследовательских центров Европы будет сосредоточенно в дочерней компании Artek Electronics и посвящено производству гибкой электроники. Созданная два года назад Artek Electronics является дочерним предприятием Троицкого центра нанотехнологий «Техноспарк».

Читать далее...

Гарнитура PlayStation VR от Sony появится в следующем году

Прошедшая в начале 2015 года презентация результатов проекта Morpheus, анонсированного весной 2014 года, четко показала, что вопросам виртуальной реальности для своей приставки PlayStation 4, компания Sony уделяет большое внимание. Японский производитель потратил большие ресурсы на разработку устройства виртуальной реальности PlayStationVR и позаботился о достаточном разнообразии игр.

Читать далее...

Сенсоры в смартфонах

Знаете ли вы про сенсоры, которые установлены в устройстве, лежащем перед вашими глазами или в кармане? Насколько умен ваш смартфон? Насколько плотно его «напичкали» самыми разными микросхемами, сколько возможностей скрыто под тонким алюминиевым корпусом, сколько денег было потрачено на разработку и за что именно вы платите, приобретая очередную новинку. Маловероятно. Как и возможности нашего мозга, большая часть того, что может ваш смартфон, остается невостребованной.

Читать далее...

Почему теперь струйным принтерам Epson не нужны картриджи

Стремясь снизить стоимость владения устройствами струйной печати своего производства и повысить экономичность аппаратов, компания Epson выпустила новую серию принтеров с инновационной системой подачи чернил.

 

Вся линейка МФУ и цветных принтеров Epson WorkForce Pro RIPS предлагает высокое качество печати, разнообразные функции и не использует, теперь уже устаревшие, традиционные картриджи. В новые модели установлены емкости для чернил значительно упрощающие и удешевляющие использование струйной печати для нужды бизнеса.

 

Читать далее...

Качество цифровой фотографии

В этой статье речь будет идти о компании FUJIFILM, которая вместе с Adobe Systems Incorporated работает над повышением качества снимков формата RAW, а если конкретней, то несжатых изображений, которые сделаны с помощью камер с матрицей EXR и X-Trans. Последняя же оснащена цветовым фильтром FUJIFILM нового типа, который в разы повышает качество изображения, а программы Adobe® Photoshop® Lightroom® 4.4 и Adobe Camera Raw 7.4, кроме того дают возможность еще эффективней бороться с муаром и заниматься корректировкой цветов на фотографиях формата RAW, которые создаются камерами X100S, X20, X-Pro1 и X-E1 с матрицей X-Trans.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов