Интервью с Еленой Колмановской: Яндекс. Все ли найдется?

Автор: Аревик Чахоян |
13 ноября 2007 12:00


Любой пользователь Рунета хотя бы раз в жизни прибегал к услугам поисковой системы Яндекс. Как гласит набивший оскомину слоган компании: «Найдется все». Но все ли найдется? И каким образом происходит обработка запросов любознательных граждан? На вопросы Цифровика отвечала главный редактор Яндекса, Елена Колмановская – участник той легендарной команды, что еще в 90-е годы в недрах компании CompTek, занималась разработкой поисковых технологий.

 

– Первый вопрос, который возникает в связи с нашей темой: как работает поисковый робот? Почему его называют «пауком»?

 

Очень просто. Робот похож на паука - он «ползает» по сети, собирая информацию с сайтов, то есть – индексирует сайты. Отсюда и пошло народное название. На самом деле сейчас Сеть уже такого размера, что про «паука» правильнее было бы сказать «летает». Он должен работать с такой высокой скоростью, которая бы соответствовала росту и изменениям Интернета - иначе не успеть за ростом и изменением Интернета.

 

– Я так понимаю, поисковик проводит поиск в своей базе. Находит страницы, подходящие под запрос пользователя и выводит их в порядке убывания соответствия запросу. Как вы добились такой эффективной системы распознавания запросов? Какие существуют алгоритмы поиска запрошенной информации?


Мы начали заниматься поисковыми технологиями в начале 90-х годов. Сильным преимуществом нашего поиска тогда был учет морфологии русского языка. Например, по запросу «идти», находились документы, содержащие слова «идти», «идет», «шел», «шла» и т.д., что существенно увеличивало количество найденного. Соответствие запросу определяется автоматически, по формуле релевантности, которая учитывает множество параметров. Формула релевантности – секретное know-how поисковых машин, поскольку качество поиска – основной предмет конкуренции.

 

– Слоган вашей компании: «Яндекс. Найдется все». Неужели действительно «найдется все»? Существуют же некие запрещенные Интернет-ресурсы, на которые нельзя приводить ссылки, например, сайты алкогольных или табачных компаний?

 

Запрещенных ресурсов в России не существует. А право ставить ссылки обычно приравнивают к свободе слова. Для тех пользователей, которые хотят искать в Интернете без риска увидеть "взрослый" контент, мы сделали семейный поиск Яндекса (family.yandex.ru). Яндекс действительно находит все – все, что есть в сети и открыто пользователям. Сейчас очень трудно придумать такой запрос, на который выдается ноль результатов. В этом редчайшем случае к нашему слогану мы дописываем еще строчку – «Найдется все. Со временем».


– Какие изменения произошли с тех пор, когда было разработано первое поисковое программное обеспечение для Яндекс?

 

Как я уже говорила, мы занимаемся поиском с начала 90-х годов. В 1996 году, когда Интернет в России только начинался, мы сделали первое приложение для Интернета – Яndex.Site. А в сентябре 1997 открыли www.yandex.ru. Что изменилось? Да все, кроме того, что поиск до сих пор очень нужен людям. В интернетовских масштабах пятнадцать лет – это вечность.

 

– Сколько процентов пользователей Рунета ищут нужную информацию с помощью Яндекс?

 

Больше половины переходов на сайты рунета осуществляется с Яндекса.

 

– Сколько запросов приходит в течение одной секунды?

 

В пике – сотни поисковых запросов в секунду.

 

– Яндекс выпустил программу для поиска информации на жестких дисках персональных компьютеров. Эта программа является платной? Под какими операционными системами она работает?

 

Программу можно бесплатно скачать по этой ссылке http://desktop.yandex.ru/. А системные требования к ней – Windows 98 и выше.


– А как с помощью поисковой оптимизации происходит конвертация посетителей Интернет-проекта в клиентов? Оптимизация и продвижение в поисковых системах – это ведь не только увеличение цитируемости?

 

Оптимизация нужна в первую очередь для того, чтобы пользователи могли найти ваш сайт по определенным запросам. Другими словами, это продвижение сайтов в поисковых системах. Делать это можно по-разному: от улучшения структуры сайта и использования поисковой рекламы до попытки обмана поисковой машины с целью встать в результатах как можно выше по целевому запросу. Хорошо известно, что для подавляющего большинства сайтов поисковые машины являются самым массовым источником посетителей. Кроме того, в поисковом запросе пользователь явным образом, вербально выражает свой интерес. В случае «товарных» запросов это означает, что он мотивирован на получение информации и совершение покупки и поэтому является потенциальным клиентом. Конвертация его в клиента реального существенно зависит от качества предложений на сайте и от внятности сайта. Поисковая реклама – объявления, которые показываются в зависимости от пользовательского запроса. Это очень эффективный вид рекламы, который к тому же позволяет достигать заметных результатов небольшими бюджетами.

 

– Тогда как выбрать профессионалов для «раскрутки» своего сайта?

 

Любой желающий может либо самостоятельно вести рекламную кампанию на Яндекс.Директе, либо обратиться за помощью к отделу продаж Яндекса (тариф «Беззаботный»). А консультации по улучшению самих сайтов мы не оказываем.

 

– Можно ли "накручивать" рейтинг сайта добавлением популярных слов?

 

Можно, но недолго :-) Яндекс, как и любая поисковая машина, стоит на страже интересов пользователя и борется с любыми попытками обмана, поэтому мы сейчас воспользуемся случаем и еще раз попросим всех читателей ничего такого не делать :-)






Обсудить материал (0)





Интернет вещей, насколько готова инфраструктура

Сам по себе интернет вещей открывает большие возможности для всех. Обычные пользователи получат огромное количество новых услуг, а роль в жизни людей самых привычных бытовых приборов сильно изменится с внедрением принципиально новых технологий, все вместе это даст больший комфорт и безопасность жизни. Продавцы товаров и услуг смогут расширить свой бизнес, предлагая новые продукты и получив больше возможностей в адресной рекламе и доставке товаров.

Читать далее...

Спасет ли пользователей глобальной сети двухфакторная авторизация

Меры безопасного хранения пользовательских данных и их защита от несанкционированного доступа являются приоритетными для всех крупных и не очень интернет-сервисов по всему миру. Злоумышленники, атакующие инфраструктуру и с помощью различных методов стремящиеся получить доступ к регистрационным и личным данным пользователей, совершенствуются постоянно. Рассчитывать на индивидуальную осмотрительность миллионов пользователей различной квалификации и опыта не приходится.

Читать далее...

Облачные технологии станут новой основой экономики

Облака уже давно выросли из статуса более надежного способа хранения информации в новую основу современной и будущей технологии. И эта тенденция в большей, или меньшей степени прослеживается в разных сферах бизнеса и общественной деятельности. Даже для типовых профессий инженера или бухгалтера будут использоваться облачные технологии, а традиционные методы образования останутся предназначенными для подготовки будущих ученых.

Читать далее...

Гибридные облака — экономия без ущерба для безопасности

В сфере хранения информации в банковском бизнесе, многие ошибочно считали, что возможности оптимизации практически исчерпаны. В действительности, пока инженеры финансовых учреждений доводили до совершенства существующие решения, технологии хранения данных представили новое поколение систем — гибридные облачные хранилища. Отличным примером данной технологии хранения данных является продукт Microsoft StorSimple. С помощью этого решения можно ощутимо снизить расходы на хранение данных, используя публичные облака в глобальной сети и не вступая в противоречие с требованиями к защите конфиденциальной банковской информации.

Читать далее...

Право на забвение для граждан РФ, все ли так хорошо?

Представители интернет-компаний приложили много усилий в борьбе с законопроектом о «праве на забвение», однако в итоге, с некоторыми правками, законодатели ввели этот документ в жизнь. И теперь граждане Российской Федерации могут на совершенно законных основания требовать от представителей интернет-мира удалять о себе личную информацию с различных веб-ресурсов. К сожалению, в правки закона перед голосованием вошло только пару серьезных замечаний общественности.

Читать далее...

Про русскую ICQ и жажду денег

Новый владелец ICQ начал диктовать свои правила. Пока что, только хозяевам альтернативных клиентов, но, несомненно, дело дойдет и до рядовых пользователей. Российская компания Mail.ru Group, приобретшая ICQ в июле за 187,5 млн. долларов, вполне предсказуемо решила окупить свои расходы.

Читать далее...

Torrents.Ru умер, да здравствует Rutracker.org

Популярный файлообменник Torrents.ru закрыт на неопределённое время по требованию прокуратуры. Власти намерены провести расследование и решить, нарушает ли ресурс закон об авторском праве. Что будет с сайтом и 4 миллионами его активных пользователей? И главный вопрос: откуда теперь «качать»?

Читать далее...

Загробная жизнь в Интернете

Кто совершает виртуальные самоубийства? Как завещать эльфа 60-ого уровня из сетевой игры потомкам? Почему готы перестали ценить реальный могильный холод и сидят за компьютерами? Зачем на кладбище выход в Сеть? На все эти любопытные вопросы мы сегодня дадим ответ.

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов