Композиция. Эксперимент 1. Правило третей. Золотое сечение.

Автор: Петр Черепашук |
11 августа 2009 16:24


В этом уроке нашей фотошколы вы узнаете первые тонкости построения кадра. Я расскажу, что такое золотое сечение или правило третей в фотографии и как правильно строить композицию фотографии с помощью этого самого правила золотого сечения.

 

Этим уроком фотографии мы начинаем цикл статей по базовой композиции. Условно назову его «В качестве эксперимента». Почему такое название? Потому что эти, да и все остальные уроки фотографии, которые вы читали, я настоятельно рекомендую вам проверять на практике... Так, «в качестве эксперимента».

 

Как вы помните, перед нами стоит задача получить красивую профессиональную фотографию. Первый шаг вы сделали, освоив свой фотоаппарат, как музыкальный инструмент, в нашем прошлом курсе фотоуроков «Фотография с нуля. Ликбез».

 

В инструкциях к фотоаппаратам дано самое хорошее (всё гениальное просто) руководство по получению шедевров. Позволю себе почти прямую цитату: «Поместите объект съёмки в центр кадра и нажмите кнопку спуска затвора». И будет вам счастье и красота в распечатанном виде. В принципе, многие и снимают, пользуясь только этим безотказным приёмом весь свой жизненный путь, и ничего, довольны.

Но червь сомнения наверняка грыз ваше сердце не пробудившегося художника, подсказывая, что всё не так-то просто в этом мире. И он, этот червь, был прав. Дело в том, что «объект съёмки», будь то лицо человека, дом, птица, куст герани, умирающий жук и тому подобные никому не нужные вещи, как правило, как раз НЕ СЛЕДУЕТ помещать в центр кадра.

 

«А куда же ещё?!», - возмущённо спросите вы.

 

А и действительно! Куда же? В узлы пересечения линий! Условно назовём их «Узлы золотого сечения». (Вот тут взять бы и закончить урок, и мучайтесь потом, где они - эти узлы).

 

Но я приоткрою для вас эту тайну прямо сейчас.


Как получить эти узлы? Очень просто! Делите снимок на 9 РАВНЫХ частей, и получившиеся пересечения и будут «узлами правила третей».

Объекты съёмки советую пробовать располагать на точках пересечения линий.

 

«Правило золотого сечения» - такая терминология часто используется среди людей, увлекающихся фотографией. В первом приближении она применима к "правилу третей". Хотя это не совсем верно. Для интересующихся: разница между золотым сечением и правилом третей описана в послесловии к этому уроку.

 

В качестве эксперимента попробуйте. Не ленитесь! Сходите, снимите какой-нибудь дом, постановочный портрет, посуду. Попробуйте. Правило золотого сечения может сделать ваш снимок живым и интересным!

 

Еще один совет. Объект съёмки не обязательно ставить именно в «узлы решётки». Снимок может смотреться интереснее, если объект будет находиться на линии.




В этом случае автор поместил модель на «ЛИНИЮ золотого сечения».

Тонкости эксперимента. Есть несколько деталей, за которыми следует следить во время съемки при использовании правила третей.

 

Первую условно обозначим как «движение» - когда на снимке хотите передать движение объекта. Оставляйте в кадре перед движущимся объектом больше места, чем у него «за спиной».

 

То же самое касается взгляда. Оставляйте перед взглядом больше места.

Движение

Взгляд
Вторую тонкость назовём «горизонт». Он должен проходить в районе верхней или нижней линии золотого сечения. Когда линия горизонта разрубает кадр пополам - это считается плохим тоном и чаще всего плохо смотрится.

Плохой горизонт.

Хороший горизонт.
Третья тонкость - «правило ринга». Я вас сейчас удивлю, но часто бывает так, что объектов съёмки два. В большинстве случаев их лучше всего развести по противоположным «узлам золотого сечения», как боксёров по рингу. Пример - лодка, плывущая по морю в солнечный день. Кадр будет гармоничнее смотреться, если лодку поместить в нижний левый узел, а солнце - в правый верхний. При этом не забывайте о золотых словах старика Энштейна: «Всё относительно!». Поэтому не стесняйтесь, если чувствуете, что объект съёмки лучше немного сместить, - сместите.

Четвёртая тонкость - «встречные курсы». На фотографии объекты двигаются навстречу друг другу. Наше сознание помогает им. Поэтому в кадре, где объекты сближаются лучше расположить их немного дальше друг от друга. Сознание смотрящего на снимок сблизит их само. В случае, если объекты «расходятся», ситуация обратная.

Ну и, пожалуй, достаточно для первого урока композиции. Ещё раз напоминаю, попробуйте «в качестве эксперимента», воплотить полученные знания в жизнь. И желательно не один, а несколько раз. Когда вы станете профессионалом, вы будете учитывать все эти (и ещё не рассказанные вам) правила на автомате. (Но учтите, Профессиональный фотограф - это тот, кто на работе фотографирует ноги и попы, а на отдыхе жучков и радугу).

 

              P. S.  Мелким шрифтом от себя по просьбам высокообразованных трудящихся, чтобы внести ясность в политику партии.

 

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

 

Как это относится к фотографии? Например, золотое сечение в фотографии и кино используют так: располагают основные компоненты кадра на расстояние 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.

 

Правило третей (о котором мы и говорили уроке) - это "упрощённое золотое сечение». О том, как его получать, рассказывалось выше.

 

Надеюсь вам помогли наши уроки по фотографии!

 

Над созданием Фотошколы работала небольшая группа фотографов-энтузиастов своего дела.

 

На данный момент в свете минимизации работы сайта cifrovik.ru, мы не имеем возможности развивать нашу Фотошколу. А у нас грандиозные замыслы - например создание раздела домашнего задания, где бы читатели делали фотографии или их обработку по определённому заданию, а авторы статей их проверяли и указывали на ошибки. И многое другое.

 

Для того, чтобы Фотошкола могла развиваться и расти, мы должны переехать на свой сайт, а создание сайта и хостинг стоят немалых денег.

 

Поэтому (простите, что мы, чужие старухи, к вам обращаемся :)) мы собираем деньги на новый сайт и хостинг.

 

Если у вас есть возможность, то мы были бы очень благодарны, если бы вы помогли делу просвещения Фотографии любой суммой!

 

Огромное Вам спасибо.

 

- Яндекс деньги, номер счёта: 410011065587885

 

- WEB Money R418922569059

 

- В Сбербанке можно положить на карточку номер 4276 3800 2318 1675. (при этом, если будет возможность указывайте в теме платежа "Фотошкола")

 

Деньги класть можно в любом автомате, где есть прием денег этих платёжных систем.

 






StPatrick 06 декабря 2010 19:54
GirlInGreen 20:4301 марта Ответить ну если я еще помню математику, то 4 на 4 = 16:) хотя если мысленно разделить каждый квадрат пополам, то можно применять как раз золотое сечение, ведь будет 8 на 8. StPatrick 12:0102 марта Ответить Удалить Если прямоугольник разделить на части 4 линиями по каждой стороне - получим 25 маленьких прямоугольников. В этом случае. Тогда если вы проведёте мысленно или на чертеже линии по правилу третей (или золотого сечения), их пересечения, как раз пройдут через прямоугольники, в которых следует располагать объекты.
Fearnor 06 декабря 2010 19:29
Ну на счет того на что вы снимает вы меня конечно "удивили")) Я снимаю на кенон(вот только аппарат беру у друга) и не вижу там никаких полосок. Видимо нужно уже разориться на свою аппаратуру и почитать инструкцию.

Обсудить материал (22)


Следующая статья

Композиция. Эксперимент 2. Ритм в фотографии.



Авторское право в фотографии или как избежать финансовых потерь. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Авторское право в фотографии или как избежать финансовых потерь.

Постараюсь описать достаточно часто возникающие ситуации и мошеннические схемы работы с фотографами и то, как сделать, чтобы ваш труд не использовался халявным способом.

Читать далее...

Съемка с заморозкой движения и использованием фотовспышки. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Съемка с заморозкой движения и использованием фотовспышки.

Дома получить замороженное движение можно, снимая, например, падение в жидкость капелек или различных предметов. Основное требование для заморозки – короткая выдержка, чтобы движущийся объект не смазывался.

Читать далее...

Съёмка в дождливую погоду. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Съёмка в дождливую погоду.

Вы, наверное, все прекрасно знаете, что электроника в рабочем состоянии (то есть когда находится под напряжением) не переносит попадания воды. Так как же обезопасить фотоаппарат, чтобы съемка в дождь не стала последней?

 

Читать далее...

Съемка в зимнее время. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Съемка в зимнее время.

Существует несколько мнений по поводу съемки в зимнее время, не все из них правильные. Хотя правильность вообще можно оставить побоку, если вам плевать на свой фотоаппарат и на съемке вы просто хотите от него избавиться и купить новый для следующей съемки зимой.

 

Читать далее...

Пейзажная фотография. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Пейзажная фотография.

Пожалуй, это самый доступный вид фотографии, в котором не надо искать модель для съемки и не надо просить у нее разрешения на возможность публикации. Достаточно просто выйти из дома, а можно и даже не выходя из дома, просто посмотрев в окно, приступить к съемкам. Но на самом деле – это кажущаяся простота. 

Читать далее...

Точки зрительного внимания. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Точки зрительного внимания.

Если при съемке получаются кадры, которые интересно рассматривать, то как правило на них находятся точки зрительного внимания, то есть точки, к которым притягивается внимание зрителя. Что называется, глаз цепляется. Если глазу удалось зацепиться за что-то на картинке, то зритель уже сможет порассматривать изображение. 

Читать далее...

Описание пространства. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Описание пространства.

В фотографии существует такое понятие, как план описания снимаемого пространства. Особенно оно актуально для пейзажной фотографии, когда нужно описывать снимаемое пространство, чтобы понимать, как его использовать в том или ином случае.

Читать далее...

Сюжетное развитие событий в кадре. / Фото Школа. Базовая композиция и постановка кадра.
Сюжетное развитие событий в кадре.

С самого детства, не замечая того, мы программируемся на определенный тип восприятия изображения и событий, которые на нем происходят. Прежде всего, это связано с тем, как мы получаем и воспринимаем информацию. Мы читаем слева направо и сверху вниз. Причем наиболее быстро развитие событий происходит слева направо и гораздо медленнее сверху вниз.

 

Читать далее...



Приглашаем все магазины цифровой и портативной техники разместить у нас свои прайс-листы.
Вы можете зарегистрироваться прямо сейчас, ознакомившись с правилами участия и заполнив предложенную форму.

Вход для магазинов