Яндекс.Метрика

Я возвращаю Ваш портрет (Часть 2)

Автор: Алексей Заикин27 ноября 2006Источник: Цифровик

Фото от команды 1060
Камера: Canon EOS-1D Mark II N. Нет слов. Только одно. Круто! Это я о камере. Теперь о фотографии. Очень интересный замысел. Это не просто портрет. Это портрет с плюсом. Портрет с дополнительной «фишкой». Девушка с красными волосами, подобно Феррари красного цвета, промчалась мимо на хорошей скорости. Не остановившись. Знак запрещает остановку. И даже не притормозив. Slow down, baby! Фотограф не ожидал такой гонки, к сожалению. Похоже, выдержка в 1/200 секунды длинновата для данного сюжета. Диафрагма 2.8 не дала необходимой глубины резкости. Режим автофокуса был установлен на работу с неподвижным объектом (One-Shot AF) – здесь совсем не тот вариант. Режим протяжки (Drive Mode) был установлен не высокоскоростной (Low-speed continuous shooting). Для такого сюжета – это тоже минус. В результате ни режим повышенной резкости (3), ни режим повышенного контраста (+1) не спасли.

Как видим, произошёл несчастный случай. Неведомо откуда взявшаяся модель застала фотографа врасплох. А какой бы это был хороший кадр, если бы он был резким!

Осторожно, дети!

Детский портрет – это вообще отдельная тема. Но, поразмыслив немного, я решил, что её можно объединить с другой, вполне самостоятельной темой. Это тема под названием «Ракурс». Очень большое значение в портретной фотосъёмке имеет правильный выбор высоты расположения фотоаппарата и его направления. Фотографируя человека с верхней точки или с нижней точки, можно получить нежелательные (а иногда, наоборот, желательные) искажения пропорций лица и фигуры. Фотографируя лицо с нижней точки и с близкого расстояния, преувеличенным будет выглядеть подбородок. Если камера окажется выше некоторой средней линии, то на портрете мы увидим более широкий лоб, чем он есть на самом деле. Используя ракурс как изобразительный приём, можно добиться гротескового эффекта. Если же фотограф не стремится к гротеску, то он должен избегать ракурсных искажений и правильно выбирать точку съёмки.

Что касается съёмки детей, то выбор правильной высоты расположения фотоаппарата – это требование номер один! Нельзя фотографировать ребёнка с высоты роста взрослого человека. Команда номер 1652, к сожалению, допустила эту распространённую ошибку. Должен уточнить, что эту ошибку можно назвать распространённой, имея в виду фотолюбителей вообще, но не участников «Формулы ФОТО». На конкурс было представлено несколько детских портретов, и большинство из них было снято с правильной высоты. Примерами тому могут служить фотографии от команд 1278 и 1641. У этих двух портретов есть свои недочёты, но первейшее условие – правильная высота расположения камеры – соблюдено.

Фото от команды 1278
Относительно портрета от команды 1278 я должен высказать два небольших замечания. Во-первых, в кадре присутствует лишнее – тёмный силуэт справа. Фотография не должна содержать ничего лишнего. Это, в общем-то, очень понятное классическое правило. Всё случайное, ничего не значащее, никак не дополняющее образ, отвлекающее внимание от главного – долой из кадра! Разумеется, в условиях репортажа это бывает трудно выполнимо. Но в том и ценность кадра. А мастерство фотографа-репортёра в том, чтобы найти правильную точку съёмки и выбрать нужный момент съёмки. В условиях репортажа фотограф обычно не влияет на происходящее, а только фиксирует его. Во время поединка на ринге, во время подачи на корте, во многих других ситуациях главные действующие лица позировать фотографу не будут. Но если ты не находишься в жёстких рамках диктуемых снимаемым событием, если работаешь в непринуждённой обстановке, тогда можно и вмешаться и повлиять – попросить, например, того, кто вам мешает выйти из кадра. Главное сделать это вежливо. И тогда, как говорилось в нестареющей кинокомедии Леонида Гайдая, «тот, кто нам мешает, тот нам и поможет»!

Во-вторых, в кадре отсутствует существенное. В правом нижнем углу кадра можно разглядеть краешек чего-то округлого и блестящего. Рук ребёнка не видно совсем. Можно только догадываться, что ребёнок, вероятно, держит перед собой то ли мяч, то ли надувной шарик.

Фотографу стоило бы изменить крупность плана, решив предварительно, что он хочет снять: крупноплановый (головной) портрет или среднеплановый портрет ребёнка с мячом (или не знаю с чем). Был у фотографа и другой вариант – сделать вертикальный кадр. Тогда руки ребёнка были бы в кадре, а тот кусок одежды, что находился справа, оказался бы за границей вертикального кадра.

Фото от команды 1641
Команда 1641 выбрала именно такое решение. Совершенно правильное решение. К сожалению, и этот портрет далеко не идеален. Чего здесь не хватает «для полного счастья»? В кадре нет птички. Настоящей живой птички. Если не на переднем плане, то хотя бы где-то поодаль. Насколько это можно разглядеть, ребёнок держит в руках по кусочку белого хлеба. Хочется надеяться, что это не связано с его бедственным положением. У меня почему-то сегодня исключительно позитивный и оптимистический настрой. Мне хочется думать, что этот добрейший ребёнок не голоден, и намерен покормить птиц. Но их в кадре нет. Ни одной. Нигде. Даже грустно становится. Неужели мой оптимизм не имеет под собой никакой почвы? Неужели ни одной птицы не осталось за кадром?

Честно говоря, есть ещё одна «мелочь», которой недостаёт в этом кадре – это резкости. В чём тут дело? «В чём дело, сразу не поймёшь», - как пел юный Никита Сергеевич Михалков. Попробуем разобраться.

У команды хорошая камера Canon EOS-350D. На ней установлена приемлемая диафрагма 5.6. (Можно бы и побольше дать глубину резкости, но не стану придираться). Выдержка 1/30 с. Длинновата? Пожалуй, но если фокусное расстояние всего 55 мм, то с такой выдержкой можно снимать с рук, без штатива, и получить в результате фото без «шевелёнки». Почему же кадр не резкий? Камера работала в режиме ручного фокуса. Поэтому, скорее всего, причина не резкости – это неточная ручная фокусировка.

Фотограф! Будь на должной высоте!

Фотографу, безусловно, удобнее снимать с высоты собственного роста, не выполняя гимнастических упражнений: наклонов и приседаний, но иногда без них не обойтись. Причём это касается съёмки не только детей, но и взрослых. Если, например, фотограф заметно выше ростом, чем модель, то придётся согнуть ноги в коленях и добиться того, чтобы камера оказалась приблизительно на уровне глаз модели. Во время съёмки портрета в полный рост камеру порой приходится опустить ещё ниже. Это требуется делать в тех случаях, когда используется нормальный (не длиннофокусный) объектив и расстояние от камеры до модели невелико. Если фотограф применяет длиннофокусный объектив, то это позволяет избежать ракурсных искажений пропорций лица и фигуры модели. Кстати говоря, это необходимо иметь в виду при выборе помещения под фотостудию. Очень желательно, чтобы его размеры позволяли фотографу снимать портрет в полный рост длиннофокусным объективом.

Фото от команды 1066
Этот портрет снят как бы в режиме скрытой камеры и с нижней точки. Вполне возможно, что фотограф снимал свою знакомую, но хотел сделать кадр незаметно. Предположим, фотографу понравилось выражение лица девушки и её поза. Чтобы поймать такой момент, нужно снять быстро, не привлекая к себе внимания. Пусть она заметит, что её фотографировали, но уже после того, как кадр сделан. Известно ведь, что большинство людей, увидев направленную на себя камеру, начинают поправлять причёску, позировать, говорить «сыр» или «чи-из», у них меняется выражение лица. Короче, момент упущен, и уже можно не снимать. Естественно, что в такой ситуации, когда фотограф действует скрытно, ему не посоветуешь поменять объектив на камере и тем самым сразу привлечь к себе внимание. Но это частный случай. А вообще, подобные кадры лучше снимать длиннофокусным объективом.

Продолжение следует…