Яндекс.Метрика

Интерьеры и не только (Часть 3)

Автор: Алексей Заикин30 октября 2006Источник: Цифровик
Студийные вспышки

Чем они отличаются от обычных фотовспышек? В большинстве своём они мощнее, имеют другую конструкцию. Могут быть выполнены в одном корпусе, но могут состоять из двух частей (головка с лампой-вспышкой в одном корпусе, блок питания или генератор – в другом). Световой поток у них формируется с помощью специальных рефлекторов (как правило, съёмных). Рефлектор в форме тарелки даст широкий поток, рефлектор в форме тубуса даст узкий пучок света. Студийные вспышки обычно светосинхронизируемые (могут работать в режиме Slave). Некоторые фотографы и продавцы фотоаппаратуры предпочитают говорить, что такие вспышки снабжены «световыми ловушками». То есть для одновременного (синхронного) срабатывания двух или нескольких вспышек не требуется соединять их между собой проводами. Вспышка, которая включена в режиме Slave, срабатывает в тот самый момент, когда её световая ловушка приняла световой импульс от ведущей вспышки, работающей в режиме Master.

У студийных вспышек предусмотрена ручная регулировка мощности светового потока: ступенчатая или плавная. При ступенчатой настройке мощности можно выбрать один из следующих вариантов: полная мощность(1), половина мощности(1/2), четверть мощности (1/4), 1/8 и т. д.

Вспышки с плавной настройкой мощности предпочтительнее, и вот почему. Если какая-то часть интерьера освещена больше чем нужно или меньше чем нужно, то при наличии плавной регулировки это легко исправить. Если регулировка ступенчатая, то изменение мощности осветительного прибора на один шаг (на одну ступень) может оказаться недостаточным или наоборот избыточным. И тогда придётся вспышку отодвигать или придвигать к освещаемой поверхности. А такое перемещение одного источника света может изменить всю схему освещения. То есть понадобится передвигать и другие вспышки. Понятно, что на это нужно будет потратить немало времени.

Если сравнивать импульсные источники света по их конструктивным особенностям, то моноблоки компактнее и удобнее в эксплуатации, особенно на выезде. А съёмка интерьеров – это всегда выездная съёмка. Но справедливости ради необходимо отметить, что более громоздкие студийные вспышки, у которых генератор и лампа находятся в отдельных корпусах и соединены мешающимся под ногами кабелем, работают более надёжно и стабильно.


Сколько нужно осветительных приборов?

Как правило, осветительных приборов требуется несколько. Одного прибора, даже очень мощного, в большинстве случаев недостаточно для того, чтобы полноценно высветить интерьер. Причины следующие.

Во-первых, интерьер может представлять собой пространство, состоящее из нескольких объёмов. Арка, выступающее перекрытие на потолке, колонна, другие элементы превращают (с точки зрения работы со светом) одно помещение в два или в несколько. Каждый такой объём необходимо высветить индивидуально.

Во-вторых, почти любой интерьер не однороден по светопоглощению. Различные предметы, находящиеся в помещении, по-разному отражают свет. Тёмную мягкую мебель требуется осветить более интенсивным источником, чем потолок или участок стены с обоями.

Фотографии, приведенные ниже, иллюстрируют процесс «отработки света» в интерьере с аркой. Одним источником света тут никак не обойтись!


Каким осветительным приборам отдать предпочтение?

Это зависит от пристрастий фотографа и от условий съёмки, конечно. Осветительные приборы с лампами удобны в том отношении, что световая картина, которую они создают в кадре, видна невооружённым глазом.

Импульсные источники света вспыхивают лишь на мгновение, и определить на глаз правильность их расстановки практически невозможно. Многие фотографы, кто снимал среднеформатными камерами, осуществляли контроль с помощью «полароидных» задников. Кассета с плёнкой от камеры отстёгивалась, а её место занимала кассета от фирмы Polaroid для получения моментальной фотографии. Полароидный бэк (Polaroid Back) был в некотором смысле предшественником цифрового задника: снял кадр и тут же посмотрел, что у тебя получилось. Хорошо, если всё получилось правильно с первого раза. А если нет? Нужно вносить коррективы и делать всё новые и новые пробы. Попутно замечу, что полароидное удовольствие было не из дешёвых. Кроме того, полароидные бэки производились не для любых камер.

На фото ниже бассейн с зеркально-ровной неподвижной поверхностью воды. Такой сюжет можно снять с галогенными лампами, на длинной выдержке, что я и сделал.

На следующем фото бассейн с бурлящей водой. Такой «фонтан» в интерьере можно зафиксировать только на короткой выдержке, иначе вся вода превратится в нечто размазанное и плохо различимое. К слову сказать, длинные выдержки используют иногда при съёмке пейзажа с водопадом или с горной рекой, чтобы получить некий фантастический или сказочный эффект, когда в обрамлении резких берегов смазанное изображение воды становится похожим на дымящуюся вулканическую лаву. Но это совсем не то, что требуется в данном случае. Поэтому используем короткую выдержку и, следовательно, импульсные источники света.

Продолжение следует…