Яндекс.Метрика

Интерьеры и не только (Часть 1)

Автор: Алексей Заикин15 сентября 2006Источник: Цифровик
Зачем учиться снимать интерьеры?

Большинство из того, что снимают фотографы, происходит в интерьерах. Репортёр, снимающий встречу официальных лиц, делает это в интерьере. (К слову сказать, знаменитый художник Илья Глазунов в недавнем телевизионном интервью с гордостью заметил, что оформил в Кремле несколько интерьеров. И встречи Президента нашей страны с главами других государств проходят именно в этих интерьерах).

Фотограф, специализирующийся не на репортаже, а на постановочной съёмке, очень часто выполняет её не в студии, но в соответствующем интерьере. Рекламному фотографу вряд ли удастся обойтись без съёмки интерьеров. Свадебный фотограф регулярно снимает происходящее в интерьерах. Да каждый фотолюбитель тоже очень часто снимает в помещении. Однако на большинстве любительских фотографий интерьера, к сожалению, не видно. Замечали, что на любительской фотографии обычно хорошо виден только человек на переднем плане, а за его спиной какое-то невнятное тёмное пространство. Как будто интерьера нет вовсе. За что такое пренебрежение к интерьеру? Вообще-то большая часть вины за это лежит на продавцах фотоаппаратуры и тех, кто её рекламирует. С целью увеличения продаж, они пытаются убедить обывателя в том, что главное купить фотоаппарат и не забыть нажать на кнопочку в нужное время. Фотоаппарат, мол, всё сам сделает за вас. Как бы не так! Чтобы сделать хороший кадр, и особенно в помещении, необходимо кое-что уметь.

Умение снимать интерьеры может оказаться полезным каждому фотографу. Приведу несколько конкретных примеров из своей практики. Приезжает на гастроли в Москву знаменитая певица и киноактриса Bjork. Фотографировать себя на пресс-конференции она запрещает. У неё вообще сложились непростые отношения с прессой. Как-то раз певица набросилась в аэропорту на одну тележурналистку и жестоко оттаскала её за волосы. В Москве Бьёрк согласилась потратить несколько минут своего драгоценного времени, чтобы позировать в интерьере гостиницы, где её так по-царски принимали. Позирование длилось не более пяти минут. В тот день Бьёрк позировала не мне одному. Её снимали не менее тридцати фотографов. Снимали в одно и тоже время, в одном и том же месте. Таково было условие, продиктованное певицей и её менеджментом. От фотографа зависело только два нюанса: выбор точки съёмки и крупность плана. Могут ли фотографы в таких условиях сделать непохожие друг на друга кадры? А ведь известно, что в редакциях от фотографов ждут оригинальных кадров. Совершенно предсказуемыми были портреты крупным планом и вертикальные кадры с Бьёрк в полный рост. Поэтому я решил, что некоторое разнообразие могут добавить элементы интерьера. Поклонники певицы хорошо знают, что она очень любит необычные костюмы. В тот день Бьёрк была одета, я бы сказал, как экзотическая бабочка с лёгкими белыми крылышками. Казалось, что она может взмахнуть ими и закружить под высоким потолком холла гостиницы. Съёмка происходила на втором этаже. Или точнее будет сказать на втором «полуэтаже», так как он не отделён полностью от первого. Часть потолка первого этажа или, если хотите, часть пола второго этажа там отсутствует. Стоя на полу этого этажа, ты одновременно находишься как бы под потолком первого. Отсюда до люстр рукой подать. Вот тут бы «бабочке»-Бьёрк и попорхать! Следуя такому вот своему ощущению, я захотел непременно включить в кадр часть интерьера с люстрами.

Удалось ли мне получить оригинальный кадр благодаря использованию интерьера? Сделал ли кто-нибудь из фотографов кадр похожий на мой? Я предлагаю ответить на этот вопрос читателю. Пришлите ссылочку, если где-то в Интернете найдёте аналогичный кадр.

Другой пример. Заказывает мне съёмку одна фирма, которая специализируется на изготовлении необычных ковров. Такие ковры не требуется подсовывать под диваны и кресла. Ковёр изготавливается после того, как клиент уже купил мебель. Разумеется, выполнить эту фотосъёмку и не показать интерьер, в который «вписывается» ковёр, было бы совершенно пустой затеей.

Фото № 3, по-моему, не нуждается в особых комментариях. Согласитесь, было бы не правильно ограничиться лишь крупными планами венчающихся и не показать столь красочный интерьер храма.

Надеюсь, убедил, что опыт фотосъёмки интерьеров может оказаться весьма полезным при совершенно неожиданных обстоятельствах. Тогда давайте перейдём к рассмотрению съёмки непосредственно интерьеров как таковых.

Какая потребуется аппаратура

1. КАМЕРА Для съёмки интерьеров почти никогда не используют обычные 35-мм фотокамеры. Для этой цели более пригодны среднеформатные камеры с размером кадра 6х7 см или 6х6 см и широкоформатные камеры. Я начинал снимать интерьеры восточногерманской среднеформатной камерой PENTACON Six-TL с форматом кадра 6х6 см. Затем приобрёл японскую камеру MAMIYA RB-67 Pro с кадром 6х7 см. Помимо того, что вторая камера в принципе значительно лучше первой, существенно ещё и то, что у неё более подходящие пропорции кадра. Знаю, что у многих фотографов пользуется популярностью среднеформатная шведская камера Хассельблад. Отличная камера, но с кадром 6х6 см. В этом её проблема. Однажды в зарубежном форуме я вычитал такую шутку: «к сожалению, квадратный кадр никому кроме владельцев Хассельбладов не нужен». Достоинства и недостатки среднеформатных камер можно обсуждать долго, но это не является моей сегодняшней темой. Кроме того, на сегодняшний день, конечно, более актуальны среднеформатные камеры с цифровыми «задниками» (адаптерами).

2. ШТАТИВ ДЛЯ КАМЕРЫ Для съёмки интерьеров штатив необходим практически всегда!

3. ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Крайне редко съёмку интерьера можно выполнить при естественном освещении. Обычно для съёмки интерьеров используется большое разнообразие осветительных приборов и принадлежностей к ним. Это могут быть импульсные источники света (вспышки) и осветительные приборы с лампами (с лампами накаливания или с галогенными лампами). Для осветительных приборов потребуются ШТАТИВЫ, а также ЗОНТЫ, ОТРАЖАТЕЛИ, РАССЕИВАТЕЛИ, ТУБУСЫ (РЕФЛЕКТОРЫ) различной формы, ГОБО иногда…

Иными словами интерьерная фотосъёмка настолько разнообразна, что в каждом случае требуется вдумчивый и творческий подход, а также время на подготовку. Последнее обстоятельство всегда очень огорчает заказчика. Правда, есть ещё одно обстоятельство, которое огорчает его не меньше. Дело в том, что фотосъёмка интерьера – занятие очень трудоёмкое, хлопотное, громоздкое, с использованием большого количества дорогостоящего профессионального оборудования. Следовательно, фотосъёмка интерьера – это весьма дорогое удовольствие. Надо бы с этим смириться. Однако бодрый отечественный заказчик непременно хочет, чтобы всё было сделано быстро и недорого. А не сильно избалованный большими гонорарами отечественный фотограф хочет получить работу.

Продолжение следует…