Яндекс.Метрика

Как я выбирал свою 16-ю камеру (Часть 4)

Автор: Алексей Заикин11 июля 2006Источник: Цифровик
При выборе фотоаппарата желательно взвесить все «за» и «против». К сожалению, не всё, что следовало бы выложить на чаши весов, известно заранее, до принятия решения. О некоторых особенностях цифровой камеры узнаёшь только после того, как её купил, и начал пользоваться.

О чём не пишут в рекламе, или «Мухобойка» для чистки облаков

Известно, что аппаратуру необходимо содержать в чистоте. Пользуясь плёночной камерой, опытный фотограф не забывает её чистить и регулярно удаляет пыль с помощью резиновой груши. Тем не менее, камеру постоянно приходится открывать, чтобы зарядить плёнку, и пыль может попасть внутрь.

Цифровую камеру не требуется открывать после каждых 36-ти отснятых кадров. Несмотря на это, пыль всё равно попадает в неё. И это очень неприятный сюрприз. Куда более неприятный, чем пыль в плёночной камере.

Дело в том, что пылинка, попавшая на плёнку, испортит только один кадр. Это не смертельно. Вы его отсканируете и в «фотошопе» легко избавитесь от дефекта. Пыль, попавшая на сенсор цифровой камеры, в состоянии испортить все несколько сотен кадров, которые были сняты, например, за две недели, проведённые вами где-нибудь на берегу моря (при условии, что вы не брали с собой на отдых «ноутбук» со специальными программами и каждую ночь не просматривали на нём кадры, отснятые днём). Строго говоря, такая ситуация тоже не безнадёжна. Приведу конкретный пример.

Я снимал праздник на Поклонной горе. Сделал более трёхсот кадров. Вечером сбросил их на компьютер, начал просматривать и чуть не потерял дар речи. Абсолютно на всех кадрах были грязные тёмные пятна и точки. Особенно отчётливо и безобразно они смотрелись на голубом небе и белых облаках. На пёстрых участках фотографий эта грязь была менее заметна, но это не значит, что её там не было. На кадрах, снятых с меньшей глубиной резкости (диафрагма 5,6), пятна имели больший диаметр, но были бледнее. На кадрах снятых с большой глубиной резкости (диафрагма 16) пятна имели меньший диаметр, но были убийственно хорошо видны. Мне пришлось провести очень много времени за компьютером, чтобы избавиться от этих «чёрных дыр» в небе.

А потом я занялся чисткой сенсора камеры. Для этой цели продаётся специальная жидкость («Eclipse», например) и не менее специальные «щётки» различных размеров. На самом деле привычными кисточками и щётками (даже очень мягкими) пользоваться никак нельзя. Они могут оставить ворс на сенсоре и только усугубить его состояние. «Щёточка для чистки матриц» (так этот товар обозначается в прейскурантах фотомагазинов) не имеет ворсинок. Она больше похожа не на щётку, а на мухобойку в миниатюре или, если хотите, - на весло гребца-лилипута. Материал, из которого она изготовлена, равно как и состав жидкости, производители предпочитают не раскрывать. Это секрет.

Однако то, что матрицу придётся периодически чистить, не является секретом для производителей цифровых камер. Они даже предусмотрели специальный режим «Чистка сенсора». Снимаешь объектив, включаешь этот режим и вперёд… Попутно вспоминаешь о «мыльницах». У них-то объективы не съёмные. Что делать с компактными цифровыми камерами, при загрязнении сенсора? Можно сразу выбрасывать? Или для них такая проблема не существует? А ведь и правда можно предположить, что загрязнение сенсора происходит следующим образом. Фотограф покупает новую камеру, в процессе работы часто меняет объективы, но не отличается аккуратностью, поэтому постепенно пыль проникает внутрь и оседает на сенсоре. Логично. И верно, но только отчасти. На самом деле, пыль попадает на сенсор даже при самом аккуратном обращении с камерой. Даже при условии, что объектив на ней не меняют. Поэтому мой совет такой. Купив цифровую камеру, сразу проверьте, в каком состоянии сенсор и при необходимости почистите его. Это касается не только подержанных камер, приобретённых в комиссионном магазине или с рук. К сожалению, чистка сенсора может понадобиться и новой камере с гарантией.

Для проверки сфотографируйте чистое небо или облако. При этом диафрагму нужно установить хотя бы 16, а лучше – 22 (воспользуйтесь ручным режимом или режимом приоритета диафрагмы). Затем просмотрите файл с увеличением 100%. Увидите там всё!

«Цифра» лучше плёнки

Большинство фотоплёнок (любительских и профессиональных) предназначено для съёмки при дневном освещении или со вспышкой. Солнце и фотовспышка – это два наиболее популярных источника света. Второй из них, конечно, всего-навсего слабенький подражатель, но у него почти такой же спектральный состав и цветовая температура. Это позволяет фотографу получать правильную цветопередачу, снимая на одну и ту же плёнку, как на улице, так и в помещении со вспышкой. Но не всегда съёмка происходит в таких условиях. Кому-то редко, а кому-то часто (например, в студии) требуется снимать при свете ламп накаливания или галогенных ламп. Они имеют другую цветовую температуру. И если воспользоваться обычной плёнкой, то получится изображение с жёлтым или даже с красноватым оттенком. Поэтому для таких съёмок есть специальная плёнка, которая сбалансирована на искусственное освещение. Другой вариант – это использование голубых светофильтров. Но тут стоит иметь в виду, что любое дополнительное стекло на объективе – это ухудшение (пусть и незначительное) качества изображения. Поэтому я бы советовал пользоваться фильтрами не для объектива, а для осветительных приборов… Но не буду углубляться в подробности. Теперь без всех этих хлопот можно обойтись. Цифровая камера (Canon EOS-10D и Canon EOS-20D) предоставляет фотографу возможность не носить в своём кофре много разных плёнок на все случаи жизни. Цветовую температуру можно выбрать по своему усмотрению, а также и чувствительность. Это очень удобно. Камеры Canon EOS-10D и Canon EOS-20D позволяют устанавливать чувствительность от 100 до 3200 единиц. Для большинства случаев такого диапазона вполне хватает. За последние несколько лет я, например, нечасто использовал плёнку чувствительностью ниже 100 единиц. Что касается верхнего предела, то чувствительности (как «цифровой», так и «плёночной») в 3200 единиц мне хватало всегда!

«Цифра» хуже плёнки

Но справедливости ради должен сказать, что для кого-то из фотографов вышеупомянутого диапазона будет недостаточно. И ведь правда: есть фотоплёнки, превышающие чувствительность матриц в несколько раз. А нижняя граница чувствительности камер Canon EOS-10D и Canon EOS-20D определённо не на месте… Но не буду останавливаться на этом подробно. У «цифры» есть более серьёзная проблема по сравнению с плёнкой. Рекламные материалы об этом тоже умалчивают.

Одной из основных величин, характеризующих свойства фотографического материала и изображения, является фотографическая широта. Она определяет интервал яркостей объекта съёмки, передаваемых на изображении с одинаковым коэффициентом контрастности. Проще говоря, если фотографическая широта соответствует интервалу яркостей объекта съёмки, то это позволит получить хороший по экспозиции кадр. Чтобы это понять, совсем не обязательно быть теоретиком фотографической сенситометрии. Достаточно иметь опыт съёмки на плёнку, затем перейти на «цифру» и столкнуться с очень неприятным свойством последней. Она не может воспринять такой интервал яркостей снимаемого объекта, как это делала плёнка. Профессиональному фотографу нередко приходится снимать в одних и тех же местах, при одних и тех же условиях освещения и почти одинаковые сюжеты. Это может быть, к примеру, один и тот же зал, в котором регулярно проводятся пресс-конференции. Это может быть популярная достопримечательность города, куда часто возят гостей. В Москве это, конечно, Красная площадь с храмом Василия Блаженного, куда ездят фотографироваться буквально все зарубежные знаменитости. В таких условиях особенно легко заметить: то, что исправно «вытягивала» для вас плёнка, «цифра» не вытягивает. Ниже я приведу пару примеров.

Как выбрать жениха…

…для «цифры». Я слышал, что Canon EOS-10D – это, якобы, любимая цифровая камера свадебных фотографов. Действительно ли она хороша для такой цели? Проверить это мне довелось самостоятельно.

Обычно мои коллеги, которые фотографируют для журналов, отказываются работать на свадьбах. Считают это ниже собственного достоинства.

- На свадьбе к фотографу относятся как к прислуге, - говорил мой коллега из одной очень известной московской газеты. Может быть, он отчасти прав. Может быть, ему просто однажды не повезло. Мне, например, довелось снять большое количество разнообразных частных мероприятий, в том числе свадеб. Первый раз я снял свадьбу 30 лет тому назад. Самому верится с трудом, но это правда. Женился мой институтский товарищ. Кроме того, он был ещё и соседом по подъезду. Моя фотосъёмка его свадьбы – это был подарок одного бедного студента другому бедному студенту.

С тех пор много проявителя утекло в ванных комнатах, превращавшихся на ночь в фотолаборатории. За эти годы я снял свадьбы и юбилеи почти всем своим близким и дальним родственникам, друзьям, а также некоторым знаменитостям. Не так давно снял свадьбу своей дочери, а теперь вот свадьба племянника на очереди… Итак, обратите внимание на фото. Невеста в белом платье. Жених в светлом (!) костюме. На втором плане почти белые дома. Вот, можно сказать, идеальный сюжет для съёмки на цифровую камеру. Или наоборот, все должны быть в чёрном и на тёмном-тёмном фоне. Если ты держишь в руках цифровую камеру, то интервал яркостей объекта съёмки должен быть узок. Но на самом деле чаще бывает по-другому. Жених обычно в чёрном костюме. Такой жених для «цифры» крайне не желателен. Цифровая камера очень не любит такие контрасты. Преобладание в кадре белого платья или чёрного костюма способно повлиять на экспозицию самым непоправимым образом. Кадр может получиться или слишком тёмным или слишком светлым. Замучаетесь в «Фотошопе» сидеть!

Продолжение следует...