Яндекс.Метрика

Как я выбирал свою 16-ю камеру (Часть 3)

Автор: Алексей Заикин 4 июля 2006Источник: Цифровик
Какие ещё преимущества может дать фотографу цифровая камера?

Такой вопрос я задавал себе два года назад, продолжая снимать исключительно на плёнку. Ответ на этот же вопрос я продолжаю искать сейчас после года работы с цифровой камерой Canon EOS-10D, и ещё после полугода съёмок цифровой камерой Canon EOS-20D. Между прочим, от услуг своих старых добрых плёночных камер я пока не отказался…

Много раз мне приходилось снимать конференции и тому подобные мероприятия, во время которых серьёзные люди поднимаются на трибуну и произносят речь. Эх, если бы они действительно произносили речь! Чаще всего они читают доклад. Почувствуйте разницу. Произнесение речи – это обращение оратора к залу, это почти театр одного актёра и отсутствие бумажки с текстом. Чтение доклада – это глаза, обращённые к листу бумаги, то есть взгляд вниз, опущенные веки. Если выступающего снять в такой момент, то на фотографии он получится как будто с закрытыми глазами. И можно будет подумать, что спят не только слушатели в зале, но и сам докладчик задремал.

Что требовалось от меня как от фотографа на таких мероприятиях? Одно из обязательных требований – это сделать портрет каждого докладчика во время его выступления. И вот ты начинаешь ловить момент. Из фотографа ты вдруг превращаешься в охотника или в снайпера. Вполне оправданно, что в английском языке один и тот же глагол “shoot” используется как в значении “стрелять”, так и в значении “фотографировать”. Итак, тебе нужно нажать на спуск, когда докладчик оторвал взгляд от листа бумаги и поднял глаза. Как тут не вспомнить о виртуозных потомственных охотниках Сибири? От них требовалось не испортить шкурку, и они били бедную белку точно в глаз… Простите мне такую ассоциацию, но снять докладчика с открытыми глазами и одновременно с достойным выражением лица и желательно с закрытым ртом бывает очень непросто. А ещё люди очень любят моргать в момент срабатывания вспышки. И опять получаются с закрытыми глазами или с полуопущенными веками, что ещё хуже. Человек с полуопущенными веками, будет выглядеть на фотографии до неприличия пьяным. Что делать? Приходится снимать и снимать. Тратить много плёнки, чтобы наверняка иметь хотя бы один приличный кадр. Вот когда “цифра” хороша! Снял и сразу посмотрел, что получилось. Причём посмотрел с увеличением, потратил на это несколько секунд. Время есть. Это не концерт Пола Маккартни на Красной Площади, не концерт Шер в Кремле, когда тебе каждая секунда дорога, потому что время съёмки строго ограничено. А докладчик выступает долго. Всё можно успеть.

Ещё один случай когда “цифра” хороша

Однажды я снимал кондитерские изделия: пирожные, торты и прочие сладости. И это было нужно не для рекламы наружной. Вот как. Я уже стихами заговорил. На самом деле эта съёмка была настоящей прозой.
Большой высокохудожественный кадр, с которого отпечатали бы эффектный рекламный плакат, и он украсил бы собой одну, а может и несколько улиц столицы, был никому в тот раз не нужен. Нужно было много маленьких фотографий для каталога. По сути - для иллюстрированного прайс-листа. Вот для такого случая, – когда требуется много-много маленьких фотографий - цифровая камера просто идеальный инструмент. Для такой цели возможностей камеры Canon-10D хватит с запасом.

Прогулка по зимней Москве с французской певицей Эммой Шаплин. Декабрь 2002 г. Эту прогулку я снимал на плёнку камерой Canon EOS-5. Из-за холода дисплей немного поблёк и словно затуманился. Литиевая батарея села раньше обычного. Пришлось её заменить. Но, отогревшись, она опять стала работоспособной. Фото Алексея Заикина

Зимние испытания “цифры”

Когда-то давным-давно я летал в командировку во Владивосток и снимал там при влажности воздуха 100%. Потом как-то раз снимал зимой в Сибири. Помню, что ни “Киев-88”, ни “Зенит” меня не подвели. Не отсырели и не замёрзли. Интересно, а как поведёт себя цифровая камера в наших суровых условиях? Я не собирался специально проводить испытаний своей фотоаппаратуры в экстремальных условиях. Но неожиданно представился такой случай. Накануне Нового 2006 года один уважаемый московский банк проводил корпоративное мероприятие за городом. Вечером – понятное дело – застолье и танцевальная программа с участием звёзд отечественной и даже зарубежной эстрады. А в первой половине дня молодые банкиры решили размяться на воздухе: поскакать на лошадях, поездить на снегокатах, побегать по лесу и пострелять друг в друга на морозе. Спокойно, ничего криминального. Я имею ввиду “пейнтболл”. Всё это мне нужно было снять. Чем снимать? Я взял с собой три камеры: цифровую Canon EOS-10D, плёночную автоматическую Canon EOS-1N и плёночную механическую Yashica FX-3 Super-2000. Механические камеры считаются самыми надёжными для съёмки на морозе и упомянутая выше “Яшика” - одна из наиболее выносливых в этом ряду.
Вообще-то опытные фотографы специально камеры не морозят, то есть не носят их по улице в руках или в сумках. Камера вешается на шею и прячется под тёплую куртку. Оттуда её достают непосредственно перед тем, когда надо сделать кадр. И потом быстренько камеру опять убирают отогреваться. Но если мороз сильный, а снять надо много интересных кадров, то неизвестно, чем это грозит.

В то утро я решил, что начну снимать цифровой камерой. Если замечу, что она отказывается работать, перейду на плёнку, и, в крайнем случае, воспользуюсь механической камерой. В глубине души я надеялся, что до крайности дело не дойдёт. Не то чтобы меня смущало качество, которое позволит получить последняя камера. Я на этот счёт позаботился заранее. Вместо дешёвого “штатника” у меня были к ней два отличных “Цейсовских” “дискретника”, которые изготавливают для элитных “Контаксов” с точно таким же байонетом. (“Штатник” – это вовсе не американец, а штатный объектив, то есть объектив, который обычно продаётся вместе с камерой. “Дискретник” – это объектив с постоянным фокусным расстоянием, то есть не зум.) Так вот качественную картинку я бы получил, но какой ценой? Без зума. Без автофокуса. Экспонометр даст только подсказку, но колёса вручную крутить придётся. Хлопотно это очень, особенно на морозе.

Я начал снимать. Всё шло хорошо, но приблизительно через час – полтора индикатор камеры сообщил мне, что аккумулятор пора менять. В обычных условиях аккумулятора хватало часов на десять съёмки без использования встроенной вспышки. Но из-за охлаждения он отказался работать намного раньше. (Похожая ситуация у меня была с литиевой батареей, когда я снимал на плёнку.) Тогда я достал второй аккумулятор, который согревался у меня в кармане брюк, а замёрзший аккумулятор положил в карман. Пока я снимал со вторым аккумулятором, первый успел отогреться и был опять готов к работе.

Ничего более серьёзного с моей цифровой камерой не произошло. Съёмку я завершил благополучно и механической камерой в тот день так и не воспользовался.

(Продолжение следует)