Яндекс.Метрика

Профессиональный фотограф и "цифра"

Автор: Алексей Заикин22 июня 2006Источник: Цифровик

Техника развивается фантастически стремительно. Новые возможности аппаратуры оборачиваются всё новыми требованиями к профессиональному фотографу со стороны редакций, издательств и фотоагентств. За двадцать с лишним лет, которые я проработал в качестве фотокорреспондента, эти требования менялись неоднократно.

Я начинал в советские времена, когда редакции журналов требовали от фотографа исключительно широкие слайды (на таких условиях я сотрудничал с известными журналами «Работница», «Смена» и ещё несколькими). Только с широкого слайда идеального качества они могли получить на страницах своего журнала удовлетворительное цветное изображение. Да и то не всегда. Плохая бумага, плохое типографское оборудование регулярно давали о себе знать. Между прочим, это стало главной причиной, побудившей меня предложить свои услуги зарубежным журналам. Очень хотелось увидеть свою работу в достойном воплощении на бумаге. Так, в 1987 году появилась моя первая зарубежная публикация в популярном чехословацком музыкальном журнале «Melodie».

Прошло несколько лет, и наиболее продвинутые отечественные издательства начали успешно работать с обычными 35-миллиметровыми слайдами и негативами. В данном случае можно сказать, что редакция сделала шаг навстречу фотографу. Благодаря этому в начале 90-х мне удалось плодотворно посотрудничать с «Известиями», а точнее – с новой российско-американской газетой “МЫ/WE”. Это была первая в нашей стране газета с цветными фотографиями. Она издавалась совместно с американцами на двух языках и распространялась у нас и в США. Приблизительно в тоже время редакции некоторых журналов охотно брали цветные отпечатки. Иначе говоря, от фотографа ещё никто не требовал заниматься сканированием.

Но прошло ещё несколько лет и стало очевидно, что любимыми фотографами всех журналов и газет стали те, кто сам оцифровывает свои кадры и в любой момент готов переслать их в редакцию по электронной почте. На этот раз фотографы сделали шаг навстречу редакциям. Можно сказать, что каждый фотограф, который хотел остаться в профессии, был вынужден осваивать цифровые технологии.

Стандартный путь перехода на «цифру» выглядел так: покупка планшетного сканера, затем покупка фильм-сканера и, наконец, покупка профессионального цифрового фотоаппарата. Такой «плавный» переход на «цифру» был обусловлен следующими обстоятельствами.

Покупка планшетного сканера являлась самым недорогим способом перехода в цифровой формат. Отсканировал фотографию и пересылай её по электронной почте в редакцию. Удобно. И не только. У меня был случай с одним журналом. Умышленно не называю его. В этой редакции сканированием фотографий занимался человек не очень квалифицированный. И фотографии в журнале выглядели то слишком бледно, то слишком контрастно… Всё неожиданно изменилось, когда я начал сам сканировать фотографии и предоставлять их в оцифрованном виде. Качество моих фотографий в этом журнале заметно улучшилось и перестало меня разочаровывать.

Однако изображение, полученное в результате сканирования фотоотпечатка, конечно хуже изображения, полученного в результате сканирования плёнки (слайда или негатива). Поэтому, как только цены на фильм-сканеры достигли разумных пределов, фотографы начали их охотно покупать. Особенно фотографы со стажем. Если ты несколько лет снимал на плёнку, то у тебя обязательно накопился архив. И в этом плёночном архиве обязательно найдутся такие кадры, с которых ты ещё не печатал фотографий, или печатал, но отдал. А вспомнить, какие кадры были удачными, а какие нет, уже не реально. Что делать? Печатать заново? Нет. Имея фильм-сканер это делать нет никакой необходимости. Оцифровываешь свои плёнки новые и старые. Всё тебе видно на мониторе. Легко можно сориентироваться, какие кадры лучше, какие хуже. А какие нуждаются в реставрации. С некоторых старых поцарапанных плёнок уже ни одна лаборатория не напечатает хороших фотографий. А фильм-сканер поможет и в этом случае. Я, например, когда выбирал себе сканер, то искал такой, у которого есть программа удаления пыли и царапин. Короче говоря, фильм-сканер вещь очень хорошая! Я настолько был доволен сканером, что долго не хотел покупать цифровой фотоаппарат. Потом всё-таки купил и не разочаровался. Но через год мне захотелось приобрести ещё более совершенную модель. В следующий раз расскажу о том, как я выбирал цифровые камеры.