Яндекс.Метрика

Пикториальная фотография. Часть первая.

Автор: А.Казанская 7 ноября 2005Источник: Цифровик
...Фотография остается фотографией до тех пор, пока она сама – встреча. И является уникальным по глубине свидетельством еще и потому, что по высшему счету от нас не зависит.
Г. Колосов

Фотография Г.Колосова из цикла «Чудотворец»
Пикториальная фотография

Извечен спор, что есть первично – дух или форма, однако наличие связи между ними сегодня вряд ли кто-то станет оспаривать. Основная задача художника, и том числе фотохудожника, увидеть и раскрыть эту связь, вывести на первый план главное, избегая докучливых, уводящих взгляд деталей. Обобщая изображение (убирая детали), фотограф мыслит не поверхностью, а пространством — в глубину, что позволяет в идеале превращать объект в мистический символ.
Греческий монах, фотография начала XX в.Этот эффект прекрасно прослеживается в старинной бытовой фотографии: естественный свет здесь выглядит более выпуклым и заполняет собою весь кадр, черты лица человека – более сглаженными, а само лицо – как бы подсвеченным изнутри. На этих фотографиях нет безобразных или уродливых лиц, а всякое отступление от канонов красоты лишь добавляет шарм и уникальность объекту съемки. Фотография в таком исполнении становится законченным художественным произведением, и в чем-то даже напоминает рисунок акварелью, легкий, прозрачный и светлый.

Пикториализм (от лат. pictus — писанный красками) — направление, господствовавшее в мировой художественной фотографии первой четверти XX века, своей основой выбрало обобщённость изображения и самоценную красоту композиции, а эстетическими истоками – импрессионизм и всё, что было раньше и немного позже. Впервые этот термин придумал и использовал в своих статьях о фотографии английский фотограф Генри П. Робинсон («Вестник фотографии», 1916г., материал «Художественная светопись», стр. 6-9, 51-59, 87-89).

Семейная фотография начала XX в.
Направление было чрезвычайно популярно в конце 19 - начале 20 века, а работы пикториалистов экспонировались во всех известнейших фотосалонах. Технологические инструменты фотографа-пикториалиста тех лет: сложная печать с использованием краски вместо серебра, дававшая художнику полную свободу рук, и (или) съёмка специальной мягкорисующей оптикой или простым очковым стеклом (монокль).

«Собаки на улицах Константинополя», фотография начала XX в.
Превращение, которое мы наблюдаем на старинных фотографиях, может происходить двумя путями. Первый — специальные позитивные процессы, в которых решающую роль играет индивидуальная технология, то есть искусство рук. Первичный рисунок при этом забивается (краской, растром и т. п.), утрачивается. Второй путь — съемка мягкорисующими объективами, сохраняющая драгоценную оптическую связь изображения с натурой.

Виды города Таганрога, фотография начала XX в.
Однако именно такая популярность стала началом заката пикториальной фотографии на Западе. В направление пришло множество новичков, руководствующихся исключительной модность направления и не отдающих себе отчет в том, что они фотографируют и для чего. Тем самым была практически утеряна основная задача пикториализма, а само направление изжило себя на долгие годы.

В России судьба пикториализма складывалась трагичней. В Советах течение было признано буржуазным и антинародным, а многие талантливейшие фотографы были вынуждены или совсем уйти из фотографии, или заняться направлениями, более соответствующим понятиях соцреализма. Но именно этот вынужденный отказ (ведь в данном случае мы говорим не о захлебывании в массе подделок, как это было на Западе, и не о сознательном отказе), наверное, и помог истинным фотохудожникам заботливо сохранить технологию и принципы пикториальной фотографии, чтобы в начале 80-х, с развитием фотоклубов, вновь вернуть к жизни.

Цикл «Москва Пикториальная», Ю.Гавриленко
Новой колыбелью пикториализма тех лет стал известнейший московский клуб «Новатор», организованный в 1961 году. Его основателями стали два выдающихся классика прикладной фотографии – Александр Владимирович Хлебников и Георгий Николаевич Сошальский. В первые годы клуб насчитывал более трехсот участников. В преподавательский состав входили такие мастера как Борис Всеволодович Игнатович, Сергей Кузьмич Иванов-Аллилуей, Василий Иванович Улитин и Абрам Петрович Штеренберг. В то время вряд ли кто-то безбоязненно мог задумываться о свободе творчества, зато изобразительную культуру учителя привили ученикам накрепко.

Фотография М. Кондрова «Попутчица»
Среди выпускников «Новатора» был и известнейший сегодня российский фотограф-пикториалист Георгий Колосов, ставший знаковой фигурой пикториальной фотографии. Он первый в начале 1979 г. рассчитал технологию и сделал монокль для малоформатной камеры, что до него считалось в принципе невозможным. Он первый начал использовать пикториальныю фотографию для съемок религиозного толка и объектов живой природы с расстояния вытянутой руки. Эти циклы «Чудотворец» и «Всякое дыхание» сегодня по праву считаются шедеврами современного пикториализма.

Фотография Г.Колосова из цикла «Чудотворец»
Освобождая изображение от деталей, монокль "мыслит" не поверхностью, а пространством, в глубину, оставляя место тайне. Но было бы неверно считать, что только монокль делает пикториальную фотографию пикториальной. Роль самого фотографа, его умение распознать истинную суть композиции играет главенствующую роль. Здесь и начинаются чудеса: расторможенное пространство оживает и начинает игру со временем, затягивая взгляд и заставляя его следить за объектом, в то время как сам объект проявляет облик далекого прошлого, в котором с недоумением замечаешь отдельные современные черты. По сути, такой эффект может быть достигнут и без использования монокля: посредством съемки через материалы разной фактуры, может быть реализован и на аналоговой и на цифровой камерах, даже посредством использования фильтров фото-редакторов. Но только чуткий взгляд и интуиция художника способны разглядеть в кадре истинную художественную картину и не позволить изображению скатиться до размытой подделки.

О технике пикториализма и о самих объективах с моноклем - в нашей следующей статье.